|
Отчёт о результатах деятельности Контрольно-счётной палаты муниципального образования "город Ульяновск" за 2019 годОбщие сведения о Контрольно-счётной палате муниципального образования «город Ульяновск»
Во исполнение требований Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» в муниципальном образовании «город Ульяновск» создана Контрольно-счётная палата муниципального образования «город Ульяновск» (далее – Контрольно-счётная палата), которая является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, образована Ульяновской Городской Думой и ей подотчетна. Наличие контрольного органа, входящего в структуру органов местного самоуправления муниципального образования и имеющего статус юридического лица, обладающего самостоятельностью, как на стадии формирования и принятия организационных решений, так и при утверждении планов работы, осуществления деятельности соответствует основным требованиям законодательства Российской Федерации и позволяет осуществлять объективный внешний финансовый контроль. Деятельность Контрольно-счётной палаты осуществляется на основании действующего законодательства федерального и регионального уровня, а также на основании Устава муниципального образования «город Ульяновск», принятого решением Ульяновской Городской Думы от 23.09.2014 №119, Положения «О Контрольно-счётной палате муниципального образования «город Ульяновск»», утверждённого решением Ульяновской Городской Думы от 18.01.2012 №2, Регламента Контрольно-счётной палаты, утверждённого распоряжением председателя Контрольно-счётной палаты от 15.10.2012 №47. Штатная численность Контрольно-счётной палаты в 2019 году составляла 17 штатных единиц, среднесписочная численность за 2019 год – 15 единиц, в том числе, сотрудники, в должностные обязанности которых входит организация и проведение внешнего муниципального контроля – 10 единиц. В 2019 году Контрольно-счётной палатой, одновременно с реализацией своих полномочий по внешнему муниципальному контролю, была продолжена работа по подготовке и принятию предусмотренных законодательством нормативных актов, поддержке и совершенствованию официального сайта. Затраты на содержание Контрольно-счётной палаты в 2019 году составили 12 089,99 тыс. руб.
Планирование работы Контрольно-счётной палаты муниципального образования «город Ульяновск» в 2019 году
План работы на 2019 год, утверждённый распоряжением председателя Контрольно-счётной палаты от 29.12.2018 №65 (с изменениями) (далее – План работы на 2019 год) был сформирован с учётом требований законодательства, регулирующего деятельность органов внешнего финансового контроля, решения Ульяновской Городской Думы от 28.11.2018 №181 «О поручениях в план работы Контрольно-счётной палаты муниципального образования «город Ульяновск» на 2019 год» (далее – решение №181). В соответствии с Планом работы на 2019 год (с изменениями) было запланировано и проведено 19 контрольных мероприятий, в том числе 7 контрольных мероприятий, включенных в План работы на 2019 год на основании решения №181. В части экспертно-аналитических мероприятий, в План работы на 2019 год, помимо экспертно-аналитических мероприятий, осуществляемых ежегодно (подготовка заключений на отчёт об исполнении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» (за 1 квартал, 6 и 9 месяцев, год), на проект решения Ульяновской Городской Думы «Об утверждении бюджета муниципального образования «город Ульяновск»» на очередной финансовый год и плановый период, на решения Ульяновской Городской Думы по внесению изменений в бюджет города, а также экспертиза проектов нормативных правовых актов), были включены и проведены экспертно-аналитические мероприятия по анализу деятельности администрации города Ульяновска в 2018 году по увеличению доходной базы бюджета, по анализу оценки эффективности налоговых льгот по местным налогам (налог на землю и налог на имущество физических лиц), по анализу использования бюджетных средств, выделенных администрации города Ульяновска на финансирование программ поддержки обеспечения жильем отдельных категорий граждан и жилищное строительство в 2018-2019 годах, по мониторингу реализации приоритетных проектов. В декабре 2019 года начато проведение экспертно-аналитического мероприятия по анализу реализации первого этапа Стратегии социально-экономического развития муниципального образования «город Ульяновск» до 2030 года. В целях исключения дублирования контрольных мероприятий органов внешнего и внутреннего финансового контроля муниципального образования «город Ульяновск», совместно с Контрольно-ревизионным отделом Финансового управления администрации города Ульяновска был разработан и утверждён «План совместных контрольных мероприятий на 2019 год». На основании Плана совместных контрольных мероприятий на 2019 год проведено 2 контрольных мероприятия: - проверка законности и результативности использования в 2018 году средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск», выделенных Управлению образования администрации города Ульяновска на реализацию мероприятий муниципальной программы «Развитие и модернизация образования в муниципальном образовании «город Ульяновск»» в части раздела программы «Развитие инфраструктуры муниципальных общеобразовательных организаций, улучшение материально-технической базы» на замену оконных блоков в дошкольных образовательных учреждениях города Ульяновска (акт от 19.04.2019 №5), - проверка финансово-хозяйственной деятельности МУП «Ульяновскэлектротранс» (акт от 13.12.2019 №15).
Основные показатели деятельности Контрольно-счётной палаты муниципального образования «город Ульяновск» за 2019 год
Основные показатели деятельности Контрольно-счётной палаты за 2018- 2019 годы представлены в Таблице №1 по форме, утверждённой решением Ульяновской Городской Думы.
Таблица № 1
Основные показатели деятельности Контрольно-счётной палаты
В 2019 году Контрольно-счётной палатой проведено 23 контрольных мероприятий, объём средств, проверенных при проведении контрольных мероприятий, составил 1 418 051,89 тыс. руб., в том числе, средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск» - 1 140 516,99 тыс. руб. Выявлено использование средств с нарушением действующего законодательства, неэффективное использование бюджетных средств всего на сумму 424 722,59 тыс. руб., в том числе, в ходе контрольных мероприятий – 163 029,59 тыс. руб., в ходе экспертно-аналитических мероприятий – 261 693,0 тыс. руб. С начала 2015 года Контрольно-счётной палатой при классификации нарушений применяется Классификатор нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля) – (далее – Классификатор), который был рекомендован к применению Советом контрольно-счётных органов и утверждён решением Коллегии Счётной палаты Российской Федерации 18 декабря 2014 года. В информации по результатам контрольных мероприятий при описании всех выявленных нарушений указывается код нарушения, предусмотренный Классификатором. В соответствии с Классификатором, из выявленных в ходе контрольных мероприятий 1 015 нарушений и неэффективного использования бюджетных средств в общей сумме 163 029,59 тыс. руб.: - 62 135,96 тыс. руб.– нарушения при формировании и исполнении бюджетов (38,1 % от общей суммы выявленных нарушений); - 8 247,38 тыс. руб. – нарушения ведения бухгалтерского учёта, составления и предоставления бухгалтерской (финансовой) отчётности (5,1 % от общей суммы выявленных нарушений); - 87 568,39 тыс. руб. – нарушения при осуществлении муниципальных закупок и закупок отдельными видами юридических лиц (53,7 % от общей суммы выявленных нарушений); - 5 077,86 тыс. руб. – неэффективное использование средств (3,1 % от общей суммы выявленных нарушений). В адрес проверяемых объектов в 2019 году направлено 11 предписаний и 24 представления. Устранено нарушений в 2019 году на сумму 100 440,37 тыс. руб., в том числе возмещено в бюджет 840,83 тыс. руб., возмещено организации – 13,3 тыс. руб., выполнено работ, оказано услуг, проведено мероприятий по устранению нарушений – 99 586,24 тыс. руб. В 2019 году копии актов всех контрольных мероприятий направлялись в Прокуратуру Ленинского района г.Ульяновска, Главе города Ульяновска, отчёты о проведенных контрольных мероприятиях – в Ульяновскую Городскую Думу.
Результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий
Контрольная деятельность
В 2019 году были проведены контрольные мероприятия: - по вопросу законности и результативности использования средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск», предусмотренных на реализацию мероприятий 8 муниципальных программ (далее – МП): ·МП «Развитие и модернизация образования в муниципальном образовании «город Ульяновск»» в части расходов на замену оконных блоков в дошкольных общеобразовательных организациях города Ульяновска (Управление образования администрации города Ульяновска, 4 подведомственных учреждения, акт от 19.04.2019 №5); ·МП «Развитие жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования «город Ульяновск»» в части расходов на капитальный ремонт жилищного фонда, в том числе по решению судебных инстанций (Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска, акт от 07.06.2019 №6); ·МП «Развитие туризма в муниципальном образовании «город Ульяновск»» (Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции города Ульяновска, Управление по развитию предпринимательства, инвестициям и потребительского рынка администрации города Ульяновска, акт от 19.07.2019 №8); ·МП «Формирование современной городской среды на территории муниципального образования «город Ульяновск»» (администрация города Ульяновска, акт от 22.08.2019 №9); ·МП «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в муниципальном образовании «город Ульяновск» (администрация города Ульяновска, акт от 06.09.2019 №11); ·МП «Развитие дорожного хозяйства и повышение безопасности дорожного движения в муниципальном образовании «город Ульяновск»» (Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, акт от 14.12.2018 №21, акт от 21.10.2019 №13, акт от 23.01.2020 №1); ·МП «Благоустройство муниципального образования «город Ульяновск» в части проекта «Народный бюджет-2018»» (МБУ «Стройзаказчик», акт от 17.12.2019 №16); ·МП «Развитие физической культуры и спорта в муниципальном образовании «город Ульяновск»» (Управление физической культуры и спорта администрации города Ульяновска, акт от 27.12.2019 №17); - по вопросу законности и результативности использования в 2018 средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск», выделенных на установку малых архитектурных форм в рамках ведомственной целевой программы «Обеспечение организации деятельности Управления образования администрации города Ульяновска и подведомственных образовательных организаций» (Управление образования администрации города Ульяновска, 14 подведомственных учреждений, акт от 27.08.2019 №10); - по вопросу законности и результативности использования средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск», предусмотренных на: · строительство и ремонт автомобильных дорог на территории муниципального образования «город Ульяновск» (администрация города Ульяновска, акт от 18.04.2019 №4); · реализацию мероприятий по развитию парка «Прибрежный» (администрация города Ульяновска, акт от 15.08.2018 №13); · обеспечение деятельности МБУ «Правый берег» (акт от 19.02.2019 №2); - по вопросу законности и результативности использования средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск», предусмотренных на содержание аппарата управления: ·Ульяновской городской избирательной комиссии (акт от 25.12.2018 №23, акт от 27.01.2020 №2); ·администрации города Ульяновска (акт от 06.02.2019 №1); ·Управления физической культуры и спорта администрации города Ульяновска (акт от 05.03.2019 №3); ·Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции города Ульяновска (акт от 19.11.2019 №14); - по вопросу законности и результативности использования в 2018 году средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск», выделенных на содержание МБУ «Яхт-клуб» (Управление физической культуры и спорта администрации города Ульяновска, акт от 09.07.2019 №7); - по вопросу законности и результативности использования в 2018 году средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск», выделенных на субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), на субсидии на иные цели, а также доходов, полученных от предпринимательской деятельности, поступивших от оказания услуг (выполнения работ) на платной основе и от иной приносящей доход деятельности (Управление физической культуры и спорта администрации города Ульяновска (МБУ ДО ДООЦ «ОРИОН»), акт от 20.09.2019 №12); - по вопросу проверки финансово-хозяйственной деятельности за 2018 год МУП «Ульяновскэлектротранс» (акт от 13.12.2019 №15); - по вопросу законности и результативности использования в 2018 году средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск», выделенных на предоставление субсидий общественным организациям, созданным в целях содействия и защиты прав ветеранов (пенсионеров) войн, труда и правоохранительных органов и осуществляющим свою деятельность в пределах территории муниципального образования «город Ульяновск» (администрация города Ульяновска, акт от 31.01.2020, №3).
Обзор выявленных в 2019 году нарушений и недостатков
В результате проведения контрольных мероприятий выявлены нарушения и недостатки, неэффективное использование бюджетных средств на общую сумму 163 029,59 тыс. руб. (в 2018 – 331 277,13 тыс. руб.). Выявлены нарушения, касающиеся неосуществления бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств, нарушения порядка формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями, нарушения порядка составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казенного учреждения, нарушения порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации и др. Так, например, выявлены нарушения на сумму: 19 468,4 тыс. руб. (Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, подведомственное учреждение, акт от 19.02.2019 №2) – сумма финансового обеспечения выполнения муниципального задания, направленного на выполнение работ по техническому обслуживанию, содержанию и ремонту средств организации движения – светофоров (116 штук). В ежемесячных отчетах об исполнении муниципального задания данные отражены в виде общего количества светофорных объектов (в части содержания, ремонта, обслуживания), без указания адресов с конкретными видами работ, что не позволяет подтвердить, а также соотнести объемы и стоимость выполненных работ. 16 479,0 тыс. руб. (Управление физической культуры и спорта администрации города Ульяновска, подведомственное учреждение, акт от 20.09.2019 №12) - сумма финансового обеспечения выполнения муниципального задания подведомственного учреждения за 2018 год на коммунальные услуги, рассчитанная, в том числе, без учета исключения затрат на коммунальные услуги по недвижимому имуществу, переданному в аренду и в безвозмездное пользование. 16 270,8 тыс. руб. (Управление физической культуры и спорта администрации города Ульяновска, акт от 05.03.2019 №3) – сумма нарушений при утверждении, внесении изменений в бюджетную смету (в части срока, формы утверждения и др.). 6 271,5 тыс. руб. (администрация города Ульяновска, подведомственное учреждение, акт от 15.08.2018 №13) - сумма предоставленных администрацией подведомственному учреждению с нарушением бюджетной классификации субсидий на иные цели (на осуществление расходов, относящихся к созданию новых объектов благоустройства, парк «Прибрежный» (поставка и установка МАФ)) по подразделу 0801 «Культура» вместо подраздела 0503 «Благоустройство». Общая сумма нарушений ведения бухгалтерского учёта, составления и предоставления бухгалтерской (финансовой) отчётности в 2019 году составила 8 247,38 тыс. руб. (в 2018 - 65 180,24 тыс. руб.) Выявлены нарушения, касающиеся нарушения требований, предъявляемых к оформлению фактов хозяйственной жизни первичными учетными документами, нарушения правил ведения бухгалтерского учета, нарушения требований, предъявляемых к проведению инвентаризации и др. Так, например, выявлены нарушения на сумму: 3 154,8 тыс. руб. (Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска, акт от 19.11.2019 №14) - стоимость объектов нефинансовых активов (154 ед. основных средств), переданных при реорганизации, при отсутствии оформленных актов о приёме-передаче объектов нефинансовых активов, без отражения начисленной на объекты нефинансовых активов амортизации, и с нарушением сроков, установленных законодательством. 2 317,2 тыс. руб. (Управление физической культуры и спорта администрации города Ульяновска, акт от 05.03.2019 №3) – стоимость недвижимого имущества (нежилые помещения) в составе основных средств, отраженного на балансе Управления в нарушение законодательства при отсутствии государственной регистрации права, что привело к искажению показателей бухгалтерской отчётности по трем строкам баланса. 575,2 тыс. руб. (МБУ «Правый берег», акт от 19.02.2019 №2) – стоимость материалов (труба стальная), отраженных и списанных в бухгалтерском учете Учреждения, при отсутствии информации о фактическом количестве установленных по типу крепления дорожных знаков (стойка, полустойка и иные крепления).
В сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью в 2019 году были выявлены не суммовые нарушения, касающиеся ненадлежащего осуществления полномочий учредителя муниципального бюджетного учреждения, формирования перечня особо ценного имущества учреждения, направления сведений об объектах учета, подлежащих учету в реестре муниципального имущества и информации об изменении таких сведений в Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска с нарушением установленного срока, либо не направление таких сведений и др. (в 2018 году также были выявлены не суммовые нарушения). Общая сумма нарушений при осуществлении муниципальных закупок и закупок отдельными видами юридических лиц в 2019 году составила 87 568,39 тыс. руб. (в 2018 - 150 326,91 тыс. руб.). Контрольно-счетными органами муниципальных образований осуществляется аудит в сфере закупок путем анализа и оценки результатов закупок, достижения целей осуществления закупок посредством анализа и оценки информации о законности, целесообразности, об обоснованности, о своевременности, об эффективности и о результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам. Контрольно-счётной палатой, во исполнение п. 4 ст. 98 Федерального закона №44-ФЗ в Единой информационной системе в сфере закупок размещена обобщенная информация о результатах аудита в сфере закупок за 2019 год. Контрольно-счётной палатой аудит закупок осуществлялся, в том числе, в соответствии с Методическими рекомендациями по проведению аудита в сфере закупок, а также в соответствии со Стандартом финансового контроля «Аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых объектами аудита (контроля)». К суммовым нарушениям в сфере закупок, в основном, отнесены нарушения, связанные с: - нарушениями при обосновании и определении начальной (максимальной) цены контракта (договора), - приемкой и оплатой поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, несоответствующих условиям контрактов (договоров), в том числе, не соблюдение требований, предъявляемых к выполняемым работам в соответствии с условиями контрактов и сметно-нормативной базой в градостроительной деятельности (ГОСТ, СНиП, сборники расценок, требования по ценообразованию в строительстве и ремонте и др.), фактическое неисполнение заявленных объемов работ и их качества, - не применением мер ответственности по контракту (отсутствие взыскания неустойки (пени, штрафов) с недобросовестного поставщика (подрядчика, исполнителя), - не соблюдением принципов и основных положений о закупке. Так, например, выявлены нарушения и замечания на сумму: 53 559,8 тыс. руб. (Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, акт от 21.10.2019 №13) – сумма предъявленных к оплате (но не оплаченных) работ с выявленными по результатам строительной экспертизы отклонениями от проектных значений. Для проведения строительно-технической экспертизы по проверке качества выполненного ремонта автомобильных дорог и сооружений на них, находящихся на территории муниципального образования «город Ульяновск», на соответствие проектным данным и требованиям государственных норм и стандартов действующих на территории РФ, Контрольно-счётная палата заключила муниципальный контракт от 26.07.2019 №0368300000119000606 с Испытательной лабораторией Научно-производственного центра ООО «ОНИКС», имеющей аккредитацию в системе «СовАсК», (аттестат № SSAQ 000.10.1.0007). Результаты экспертизы были использованы при проведении данного контрольного мероприятия. Так, выявлены отклонения по толщине верхнего слоя асфальтобетонного покрытия, по показателю водонасыщения щебеночно-мастичного асфальтобетона в покрытии, по конструкционному материалу верхнего слоя покрытия (по зерновому составу минеральной части) от проектных значений, что могло повлечь увеличение сметной стоимости предъявленных к оплате работ на указанную сумму по следующим контрактам (и адресам): - с ООО «Автодоринжиниринг» на сумму 14 774,14 тыс. руб. - ул. Волжская (от ул. Одесская до Димитровградского шоссе) в Заволжском районе г. Ульяновска; 15 625,9 тыс. руб. (администрация города Ульяновска, подведомственное учреждение, акт от 15.08.2018 №13, акт от 17.12.2019 №16) – стоимость работ (освещение, монтаж ограждения, топиарные композиции и др. (по акту от 15.08.2018 №13) и высококачественная штукатурка, окраска фасада (по акту от 17.12.2019 №16)) по соответственным дополнительным соглашениям к контрактам по текущему ремонту парка «Прибрежный» и текущему ремонту ДК «Строитель», заключенным с нарушением законодательства (изменение по отдельным видам работ более 10%). 1 226,8 тыс. руб. (Управление физической культуры и спорта администрации города Ульяновска, акт от 27.12.2019№17) – сумма контракта на приобретение и установку спортивного оборудования, с условиями исполнения (по количеству и сумме поставляемого оборудования), отличными от условий, предусмотренных в извещении, размещённом в ЕИС, а также исполненного с нарушением требований, установленных контрактом. Кроме суммовых нарушений при аудите закупок выявлены нарушения, касающиеся порядка формирования комиссий по осуществлению закупок, нормирования в сфере закупок, порядка формирования, утверждения и ведения плана закупок и плана-графика закупок, проведения экспертизы результатов, предусмотренных контрактом, непредоставления или несвоевременного предоставления информации, подлежащей включению и размещению в единой информационной системе и др.
Нецелевое использование бюджетных средств в 2019 году выявлено не было (в 2018 году - 7,60 тыс. руб.) В соответствии со ст. 34 Бюджетного кодекса РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности). Методика определения суммы неэффективного использования средств утверждена решением Коллегии Счётной палаты Ульяновской области от 16.05.2017 года №22/2017 (протокол от 16.05.2017 №8-2017, с изменениями от 13.10.2017г.). К неэффективным расходам относятся, в т.ч., расходы на строительство объектов, которые не введены в эксплуатацию в срок, превышающий 6 месяцев с момента окончания строительства; стоимость работ, выполненных за счет бюджетных средств, результаты которых были уничтожены последующими работами; расходы на оплату штрафов, пени за несвоевременно уплаченные налоги, сборы и другие обязательные платежи и др. Так, например, при осуществлении ремонтных работ выявлено неэффективное использование бюджетных средств в сумме: 900,3 тыс. руб. (администрация города Ульяновска, подведомственное учреждение, акт от 18.04.2019 №4) – не соблюдение проектных решений (извлечение трубы) при технологии устройства буронабивных свай (при приемке работ не исключена стоимость материала (труба обсадная стальная, диаметром 426 мм, толщиной 8 мм, длиной 195 м). 732,4 тыс. руб. (администрация города Ульяновска, подведомственное учреждение, акт от 15.08.2018№13) – сумма бюджетных средств, направленных на оплату работ по ремонту парка «Прибрежный», в том числе: - 466,5 тыс. руб. - стоимость работ по установке конструкции металлической лестницы (деформирована и не пригодна для эксплуатации) в районе непосредственной близости к реке Волге, работ по установке металлических стоек и прокладке кабеля для установки и подключения светильников (установка и стоимость светильников сметной документацией не предусмотрена), на дату проверки светильники не установлены. - 265,9 тыс. руб. – стоимость работ по капитальному ремонту площадки зоны торговли в объеме 96,14 кв.м., на которой впоследствии размещено стационарное кафе.
Реализация результатов контрольных мероприятий (вынесенные
По результатам контрольных мероприятий Контрольно-счётной палатой в адрес проверяемых объектов в 2019 году направлено 24 представления и 11 предписаний. Предложения и рекомендации, направленные в адрес проверяемых организаций по результатам проведённых Контрольно-счётной палатой контрольных мероприятий за 2019 год представлены в Приложении к Отчёту. Исполнено и снято с контроля 15 предписаний и представлений, по остальным предписаниям и представлениям нарушения устранены частично. По итогам рассмотрения результатов контрольных мероприятий применено 66 мер дисциплинарной ответственности (замечания, выговоры, снижение размеров стимулирующих выплат) к должностным лицам объектов контроля, допустившим выявленные нарушения. Устранение нарушений в полном объёме по выявленным фактам находится на контроле Контрольно-счётной палаты (в основном, это устранение нарушений, связанных с взысканием пени, неустойки в судебном порядке, регистрацией прав на объекты недвижимости, устранением замечаний к качеству и объёму выполненных работ, принятием или внесением изменений в нормативно-правовые, локальные акты и др.). По информации, подтверждённой документально, поступившей от проверяемых организаций, устранено нарушений в 2019 году на сумму 100 440,37 тыс. руб., в том числе возмещено в бюджет 840,83 тыс. руб., возмещено средств организации – 13,3 тыс. руб., выполнено работ, оказано услуг, проведено мероприятий по устранению нарушений – 99 586,24 тыс. руб. По итогам контрольных мероприятий и по рекомендации Контрольно-счётной палаты были внесены изменения в нормативно-правовые акты, в том числе, в МП «Развитие туризма в муниципальном образовании «город Ульяновск»», в Порядок предоставления субсидий некоммерческим организациям в связи с проведением мероприятий, направленных на укрепление межнационального согласия, сохранение и развитие языков и культуры народов России, проживающих на территории муниципального образования «город Ульяновск», в Порядок предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям в целях реализации проектов в рамках осуществления установленной учредительными документами деятельности, локальные акты объектов контроля. В 2019 году Контрольно-счётная палата приняла участие (в качестве третьего лица) в рассмотрении 4 судебных дел (по устранению недостатков выполненных работ, по взысканию неосновательного обогащения с подрядчика, по взысканию штрафных санкций в связи с некачественным выполнением работ). Во исполнение полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях в 2019 году Контрольно-счётной палатой было составлено 4 протокола об административных правонарушениях, в том числе: - протокол об административном правонарушении по статье 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности в отношении главного бухгалтера централизованной бухгалтерии Управления физической культуры и спорта администрации города Ульяновска; - 3 протокола об административном правонарушении по статье 15.11 КоАП РФ за грубое нарушение требований к бухгалтерскому отчёту, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчётности в отношении: - начальника отдела договорно-правового и финансового обеспечения деятельности – главного бухгалтера Ульяновской городской избирательной комиссии (2 протокола), - главного бухгалтера централизованной бухгалтерии Управления физической культуры и спорта администрации города Ульяновска. По результатам рассмотрения соответствующих материалов мировыми судьями вынесены постановления, наложен штраф на общую сумму 5,0 тыс. руб., (поступило в бюджет – 5,0 тыс. руб.).
Экспертно-аналитическая деятельность
Контроль за соблюдением бюджетного законодательства, нормативно-правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, порядок управления и распоряжения имуществом, контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств осуществлялся Контрольно-счётной палатой, в том числе, в форме экспертно-аналитических мероприятий. В 2019 году проведено 384 экспертно-аналитических мероприятия, в том числе: подготовка заключений на отчёты об исполнении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» (за 1 квартал, 1 полугодие, 9 месяцев, 2018 год), внешняя проверка годовой бюджетной отчётности главных распорядителей бюджетных средств, экспертиза проекта бюджета на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов, экспертиза проектов нормативно-правовых актов (в т.ч., изменений в Программу приватизации муниципального имущества муниципального образования «город Ульяновск» на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, изменений в решение «Об утверждении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов», проектов муниципальных программ и др.). Общая сумма выявленных нарушений по проведённым в 2019 году экспертно-аналитическим мероприятиям составила 247 194,32 тыс. руб., в том числе при проведении проверки годового отчёта об исполнении бюджета за 2018 год выявлено нарушений на общую сумму 182 429,2 тыс. руб. Так, в ходе анализа исполнения адресной инвестиционной программы муниципального образования «город Ульяновск» на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов установлено, что в нарушение ч.3 ст.79.1 Бюджетного кодекса РФ в решении о бюджете утверждены бюджетные ассигнования в сумме 182 429,2 тыс. руб. по четырем объектам строительства (автомобильные дороги – 2 объекта, дошкольные образовательные организации– 2 объекта) без разделения по каждому объекту. По результатам проведения экспертно-аналитического мероприятия по анализу деятельности администрации города Ульяновска в 2018 году по увеличению доходной базы бюджета муниципального образования «город Ульяновск» администрации города было рекомендовано продолжить работу по увеличению доходной базы бюджета муниципального образования «город Ульяновск», повышению собираемости доходов в рамках действующего законодательства Российской Федерации; проводить на постоянной основе мониторинг результатов реализации системы повышения налоговых и неналоговых поступлений, оценку ее эффективности, осуществлять подготовку заключений о целесообразности налоговых льгот, предоставляемых в муниципальном образовании «город Ульяновск. По результатам экспертно-аналитического мероприятия по анализу оценки эффективности налоговых льгот по местным налогам (налог на землю и налог на имущество физических лиц) администрации было рекомендовано осуществить анализ Порядка оценки льгот с учётом действующего законодательства РФ (практики и опыта регионов); рассмотреть возможность внесения изменений в Порядок оценки льгот (в части конкретизации понятий (планируемые к представлению и представленные налоговые льготы, незащищённые категории населения); даты составления реестра предоставленных налоговых льгот (по состоянию на какую дату составляется); организаций, осуществляющих оценку эффективности налоговых льгот); при формировании реестра предоставленных налоговых льгот проводить анализ не только сумм, но и количества налогоплательщиков, воспользовавшихся предоставленными налоговыми льготами; обеспечить исполнение требований действующего Порядка оценки льгот. По результатам экспертизы проекта решения Ульяновской Городской Думы «Об утверждении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (далее – Проект решения) были выявлены, в том числе, замечания: - в части порядка разработки и формы прогноза социально-экономического развития; -по результатам анализа текстовых статей Проекта решения, часть из которых была учтена при принятии решения; -по результатам анализа Методики формирования прогноза и прогнозных данных по доходам бюджета на 2020 год и плановый период в части отсутствия в ней способа определения «прогнозируемого темпа роста налога», критерия выбора варианта способа прогнозирования по 2 налоговым доходам (единый сельскохозяйственный налог, налог на имущество физических лиц); -по результатам анализа Методик прогнозирования поступлений доходов в бюджет главных администраторов доходов бюджета (далее – Методики) в части несоблюдения Общих требований к методике прогнозирования поступлений доходов (отсутствие в Методиках информации об учёте в прогнозном объёме ожидаемых результатов работы по взысканию дебиторской задолженности по доходам, несоответствие формулам, утверждённым Методикой по ряду доходов, отсутствие в Методиках алгоритмов расчётов); - по результатам анализа Порядков предоставления субсидий (в том числе, отсутствие в некоторых Порядках информации о порядке расчета размера субсидии с указанием информации, обосновывающей ее размер); - по результатам анализа адресной инвестиционной программы муниципального образования «город Ульяновск» на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, в том числе, по включению объектов, применению бюджетной классификации, исполнению Порядка формирования и реализации адресной инвестиционной программы; - по результатам анализа Порядка формирования и использования дорожного фонда, в части не включения средств, предоставляемых из областного бюджета Ульяновской области в источники формирования доходов дорожного фонда; -по установлению целевых индикаторов муниципальной программы (МП «Развитие физической культуры и спорта в муниципальном образовании «город Ульяновск»), по содержанию пояснительных записок (по четырем муниципальным программам). Мониторинг деятельности администрации города Ульяновска по реализации проектов осуществлялся в рамках подготовки заключения по анализу отчета об исполнении бюджета муниципального образования «город Ульяновск за 9 месяцев 2019 года. Экспертно-аналитические мероприятия в сфере аудита закупок осуществлялись посредством рассмотрения технико-экономических заданий заказчиков, представляемых в Контрольно-счётную палату, входящую в состав Комиссии по повышению эффективности осуществления закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения нужд муниципального образования «город Ульяновск», Для рассмотрения на заседаниях Комиссии в 2019 году Контрольно-счётной палатой были подготовлены заключения по результатам анализа технико-экономических заданий на общую сумму 3 200 779,85 тыс. руб. Выявленные замечания касались как текстов проектов муниципальных контрактов, так и обоснования начальной максимальной цены контракта, необходимости осуществления закупок.
Реализация принципа гласности в деятельности Контрольно-счётной палаты муниципального образования «город Ульяновск», противодействие коррупции
Реализация принципа гласности в деятельности Контрольно-счётной палаты осуществлялась в 2019 году путём размещения информации о деятельности Контрольно-счётной палаты, планов работы и изменения в них, отчётов о результатах контрольных мероприятий, локальных правовых актов по вопросам противодействия коррупции на официальном сайте Контрольно-счётной палаты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://www.k-sp@bk.ru) и в средствах массовой информации (газета «Ульяновск-сегодня» (официальное издание муниципального образования «город Ульяновск»)). За 2019 год на официальном сайте Контрольно-счётной палаты размещено 56 материалов, количество публикаций в средствах массовой информации – 7. В 2019 году распоряжением председателя Контрольно-счётной палаты от 12.08.2019 № 34 утверждён Стандарт финансового контроля «Предварительный контроль за исполнением бюджета муниципального образования «город Ульяновск»», который также размещён на официальном сайте Контрольно-счётной палаты и опубликован в газете «Ульяновск сегодня».
Работа по противодействию коррупции в Контрольно-счётной палате осуществлялась, в основном, по двум направлениям: 1. В рамках соблюдения лицом, замещающим муниципальную должность и лицами, замещающими должности муниципальной службы обязанностей, ограничений и запретов, установленных законодательством РФ о противодействии коррупции и о муниципальной службе. 2. В рамках осуществления полномочий по участию в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции в соответствии с: - п.10 ч.2 ст.9 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов РФ и муниципальных образований»; - п.14 ч.1 ст.8 Положения о Контрольно-счётной палате муниципального образования «город Ульяновск», утверждённого решением Ульяновской Городской Думы от 18.01.2012 №2. По первому направлению Контрольно-счётной палатой были актуализированы локальные правовые акты в целях соблюдения запретов, ограничений и обязанностей, установленных законодательством, в том числе Федеральным законом от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», в части уточнения функций кадровой службы при проведении служебных проверок о совершении муниципальными служащими коррупционных правонарушений, сроков применения взысканий к муниципальным служащим, совершившим коррупционные правонарушения, а также, норм, связанных с обработкой персональных данных, в части уточнения наименования документов. В рамках исполнения вышеуказанных федеральных законов и Федерального закона от 03.12.2012 №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» осуществлялось размещение на официальном сайте Контрольно-счётной палаты в разделе «Противодействие коррупции» сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера работающих в Контрольно-счётной палате муниципальных служащих, лиц, замещающих муниципальные должности, а также о доходах, расходах их супругов и несовершеннолетних детей. По второму направлению осуществлялась работа в рамках проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий путём указания на выявленное нарушение в акте по результатам контрольного мероприятия (в случае проведения контрольного мероприятия) или в заключении (в случае проведения экспертно-аналитического мероприятия). Проведение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий регламентировано семью утверждёнными распоряжениями председателя Контрольно-счётной палаты стандартами финансового контроля, а также применением Методик, рекомендованных Счётной палатой РФ, Союзом муниципальных контрольно-счётных органов. В 2019 году работники Контрольно-счётной палаты принимали участие в заседаниях Межведомственной комиссии по противодействию коррупции в муниципальном образовании «город Ульяновск» и в заседаниях межведомственной рабочей группы по вопросам выявления, пресечения и предупреждения коррупционных правонарушений в прокуратуре Ленинского района г. Ульяновска.
Иная деятельность Контрольно-счётной палаты
В 2019 году работники Контрольно-счётной палаты принимали участие в заседаниях Межведомственного совета по повышению эффективности расходов средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск» и его рабочих групп. Взаимодействие с органами прокуратуры, Управлением экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Ульяновской области, Следственного управления по Ульяновской области (далее – СУ СК России по Ульяновской области) осуществлялось как по вопросам осуществленных Контрольно-счётной палатой контрольных мероприятий, так и в рамках мероприятий, проводимых соответствующими органами. Так, в 2019 году на основании обращений Прокуратуры Ленинского района города Ульяновска, работники Контрольно-счётной палаты принимали участие в 5 проверках по вопросам обследования многоквартирных жилых домов по объектам капитального ремонта (реализация Фондом модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в 2018-2019 годах), а также по обращению СУ СК России по Ульяновской области. По материалам Контрольно-счётной палаты Прокуратурой Ленинского района города Ульяновска вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, а мировым судом вынесено постановление об административном правонарушении по ч.1 ст.15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении начальника отдела бюджетного учета и отчетности Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска. В отчетный период Контрольно-счётной палатой были рассмотрены 3 обращения физических и юридических лиц по вопросам проверки целевого расходования бюджетных средств, соблюдения Федерального закона №44-ФЗ. В 2019 году Контрольно-счётная палата продолжила сотрудничество с Союзом муниципальных контрольно-счётных органов (Союз МКСО). С декабря 2017 года полномочия председателя представительства Союза МКСО в Приволжском федеральном округе (далее – Представительство) осуществляет председатель Контрольно-счётной палаты муниципального образования «город Ульяновск» Кузнецова Н.В. Контрольно-счётная палата в 2019 году организовывала деятельность Представительства по обмену опытом в сфере внешнего муниципального финансового контроля, по анализу проблем, предложений по совершенствованию такого контроля, обобщению лучшей практики. В соответствии с Планом работы Союза МКСО на 2019 год Представительством велась работа по сбору и анализу информации: - о практике работы муниципальных контрольно-счетных органов, по контролю полноты и правильности ведения реестра расходных обязательств в муниципальных образованиях; - о проведенных муниципальными контрольно-счётными органами экспертно-аналитических мероприятиях в рамках общероссийского экспертно-аналитического мероприятия по теме «Проверка законности, эффективности и целевого использования бюджетных средств, выделяемых на обеспечение нуждающихся жилыми помещениями и жилищное строительство в 2018-2019 годах». В рамках взаимодействия со Счётной палатой Ульяновской области Контрольно-счётная палата осуществляла: · участие в деятельности Совета органов внешнего финансового контроля; · преставление ежеквартальных отчетов о своей деятельности; · участие в проводимых конференциях, семинарах, совещаниях; · обмен материалами контрольных и экспертно-аналитических мероприятий; ·анализ и обобщение практики взаимодействия муниципальных контрольно-счётных органов с советами депутатов муниципальных образований. С мая 2019 года председатель Контрольно-счётной палаты Кузнецова Н.В. является членом Экспертного Совета по вопросам контроля в сфере государственных (муниципальных) финансов и иных ресурсов при Комитете Государственной Думы по контролю и Регламенту Совета. В 2019 году 5 сотрудников Контрольно-счётной палаты прошли обучение по программам повышения квалификации, связанным с осуществлением финансового контроля, управлением государственными и муниципальными закупками, противодействием коррупции.
План работы Контрольно-счётной палаты
План работы Контрольно-счётной палаты на 2020 год (далее - План работы) утверждён распоряжением председателя от 27.12.2019 №57. В плане работы учтены все поручения Ульяновской Городской Думы. План работы на 2020 год содержит 19 контрольных мероприятий, 10 объектов проверки. План работы на 2020 год включает контрольные мероприятия: - по вопросу проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности МУП «Ульяновскэлектротранс», МУП «УльГЭС»; - по вопросу законности и результативности использования средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск», выделенных: - на реализацию 11 муниципальных программ, 6 из которых связаны с реализацией 5 национальных проектов, - на реализацию ведомственной целевой программы «Обеспечение организации деятельности Управления образования администрации города Ульяновска и подведомственных образовательных организаций» (проект «Школьный двор»), - на обеспечение функционирования органов местного самоуправления муниципального образования «город Ульяновск» (Ульяновская Городская Дума; Управление культуры и организации досуга населения администрации города Ульяновска); - на ремонт подъездных путей к объектам социального назначения (МБУ «Дорремстрой»); - на субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), на субсидии на иные цели, а также доходов, полученных от предпринимательской деятельности, поступивших от оказания услуг (выполнения работ) на платной основе и от иной приносящей доход деятельности МБУ СШ ДЮСШ «Заволжье» (ФОК «Фаворит»); - на реализацию проекта «Народный бюджет».
Кроме контрольных мероприятий в 2020 году запланированы экспертно-аналитические мероприятия, продолжение работы в сфере аудита закупок, мониторинг деятельности администрации города Ульяновска по реализации национальных проектов, анализ формирования и исполнения администрацией города Ульяновска адресной инвестиционной программы. План работы Контрольно-счётной палаты на 2020 год размещен на официальном сайте Контрольно-счётной палаты. Контрольно-счётной палатой продолжится реализация полномочий по составлению протоколов по составам, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции, а также планируется продолжить сотрудничество с Союзом муниципальных контрольно-счётных органов.
Председатель Контрольно-счётной палаты Н.В. Кузнецова |