Отчёт о результатах контрольного мероприятия в муниципальном унитарном предприятии «Городской теплосервис» акт от 29.12.2016 №26

«Проверка финансово-хозяйственной деятельности Ульяновского муниципального  унитарного предприятия «Городской теплосервис» за 2015 год» (акт от 29.12.2016 №26).

 

Основание для проведения контрольного мероприятия: план работы Контрольно-счётной палаты на 2016 год, утверждённый распоряжением председателя Контрольно-счётной палаты» от 29.12.2015 №21,  поручение председателя Контрольно-счётной палаты от 21.11.2016 №23.

Цель контрольного мероприятия:  проверка финансово-хозяйственной деятельности Ульяновского муниципального  унитарного предприятия «Городской теплосервис» за 2015 год.

Объект (объекты) контрольного мероприятия:  Ульяновского муниципального  унитарного предприятия «Городской теплосервис».

Проверяемый период деятельности: с 01.01.2015 по 31.12.2015.

Срок проведения контрольного мероприятия: с 23.11.2016 по 23.12.2016

Объём проверенных средств:  1 056 653,0 тыс. руб.

 

Общая сумма нарушений – 101 512,3 тыс. руб. (26 нарушений), в т.ч.:

-         нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности (группа 2) – 5,5 тыс.руб. (2 нарушения);

-         нарушения в сфере управления и распоряжения государственной (муниципальной) собственностью (группа 3) – 0,0 тыс. руб. (5 нарушений);

-         нарушения при осуществлении государственных (муниципальных) закупок и закупок отдельными видами юридических лиц (группа 4) – 56 613,6 тыс. руб. (2 нарушения);

-         прочие нарушения – 44 893,2 тыс. руб. (17 нарушений).

Результаты контрольного мероприятия, выявленные нарушения, недостатки:

1.                Устав УМУП «Городской теплосервис» утвержден распоряжением Комитета по управлению городским имуществом от 08.08.2003 №905 с изменениями.

            Согласно п.1.1 Устава Предприятие создано на основании распоряжения мэра города Ульяновска от 05.06.1992 № 880-р. Учредителем УМУП «Городской теплосервис» является Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска.

В соответствии с Уставом, Предприятие создано в целях удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности и получения прибыли.

 

2.                Учётная политика Предприятия для целей бухгалтерского и налогового учёта на 2015 год утверждена приказом директора от 31.12.2014 № 266.

В соответствии с ч.4 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утверждённого приказом Минфина РФ

от 06.10.2008 №106н учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации. При этом утверждается в том числе рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности.

В плане счетов Предприятия, являющимся приложением №1 к Учётной политике, отсутствует информация о забалансовом счёте 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов».

По данным бухгалтерского учёта забалансовый счёт 007 фактически используется Предприятием для отражения списанной на убытки дебиторской задолженности.

 

3.                В ходе анализа  финансово-хозяйственной деятельности УМУП «Городской теплосервис» за 2015 год (в сравнении с аналогичным периодом прошлого года) установлено, что выручка Предприятия по состоянию на 31.12.2015 составила 620 306,0 тыс. руб. и в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (836 650,0 тыс. руб.) уменьшилась на 25,9% или на 216 344,0 тыс. руб.

Себестоимость реализованных товаров (работ, услуг) за 2015 год составила 450 293,0 тыс. руб., в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (721 488,0 тыс. руб.) уменьшилась на 37,6% или на 271 195,0 тыс. руб.

За 2015 год Предприятием получен убыток в размере 612 704,0 тыс. руб., в аналогичном периоде прошлого года Предприятием получена прибыль в сумме 3 408,0 тыс. руб.

 

4.                В ходе анализа показателей доходов и расходов УМУП «Городской теплосервис» (в соответствии с данными Отчёта руководителя) за 2015 год в сравнении с показателями за 2014 год установлено, что доходы предприятия за 2015 год составили 1 056 653,0 тыс. руб., что на 25,8% или на 366 565,0 тыс. руб. меньше аналогичного показателя прошлого года (1 423 218,0 тыс. руб.).

Расходы предприятия составили 1 686 519,0 тыс. руб., что на 20,8 % или на 290 316,0 тыс. руб. меньше значения аналогичного показателя прошлого года (1 396 203,0 тыс. руб.).

Увеличение расходов Предприятия в 2015 году сложилось за счёт увеличения  прочих расходов на 568 671,0 тыс.руб. (91,5%), а именно:

-       стоимость реализуемых ТМЦ в 2015 году составила 2 058,0 тыс.руб. что в 11,4 раза больше или на 1 878,0 тыс.руб., чем аналогичный показатель 2014 года (180,0 тыс.руб.);

-       госпошлина, исполнительский сбор, проценты за пользование чужими денежными средствами составили 263 324,0 тыс.руб. что в 22,1 раза больше или на 251 417,0 тыс.руб., чем аналогичный показатель 2014 года (11 907,0 тыс.руб.);

-       материальная помощь (к отпуску, юбилейным датам, при рождении, лечении, похоронах) составила 10 707,0 тыс.руб., что на 70,8% больше или на 4 439,0 тыс.руб., чем аналогичный показатель 2014 года (6 268,0 тыс.руб.);

-       расходы по налогам и пеням составили 7 260,0 тыс.руб., что в 2,9 раза больше или на 4 744,0 тыс.руб., чем аналогичный показатель 2014 года (2 516,0 тыс.руб.);

-       прочие расходы (членские взносы, предоставление информации) составили 15 638,0 тыс.руб., что в 5,3 раза больше или на 12 694,0 тыс.руб., чем аналогичный показатель 2014 года (2 944,0 тыс.руб.) Основная доля в прочих расходах приходится на расходы по оказанным Предприятию услугам по выявлению налоговых резервов и реализации выявленных налоговых резервов на сумму 15 000,0 тыс.руб. (договор от 24.06.2014 №194 с ЗАО «Финправо»);

-       дебиторская задолженность, списанная на убытки составила 839 498 тыс.руб., что на 52,9% больше или на 290 704,0 тыс.руб., чем аналогичный показатель 2014 года (548 794,0 тыс.руб.).

 

5.                В ходе анализа фактических Показателей экономической эффективности деятельности УМУП «Городской теплосервис» в сравнении с утверждёнными плановыми показателями на 2015 год, установлено следующее:

-  выручка от реализации продукции, работ, услуг (передача  и распределение тепловой энергии) составила 620 306,0 тыс. руб., что больше  планового показателя на 8 733,0 тыс.руб. (611 573,0 тыс. руб.) или на 1,4%;

- затраты Предприятия составили 1 686 519 тыс.руб., что больше планового показателя на    688 482,0 тыс.руб. (998 037,0 тыс.руб.) или на 68,9%;

- чистая прибыль предусмотрена плановым показателем в сумме 7 280,0 тыс. руб. фактически Предприятием получен убыток в сумме 612 704,0 тыс.руб.;

- отрицательное значение чистых активов за 2015 год составило 1 131 520,0 тыс.руб., что больше планового показателя на  601 213,0 тыс.руб. (-  530 307,0  тыс.руб.) или в 2,1 раза;

- кредиторская задолженность составила 1 795 805,0 тыс.руб., что меньше планового показателя на 490 884,0 тыс.руб. (2 286 689,0 тыс.руб.) или на 21,5%;

-                    дебиторская задолженность составила 551 285,0 тыс.руб., что меньше планового показателя на 1 108 935,0 тыс.руб. (1 660 220,0 тыс.руб.) или на 66,8%.

 

Проверке представлено аудиторское заключение ООО «Аудит-Регион» от 01.04.2016 по аудиту финансовой (бухгалтерской) отчётности УМУП «Городской теплосервис» за 2015 год.

В пояснительной записке к аудиторскому заключению аудиторами отражено, что чистые активы организации на 31.12.2015 меньше уставного капитала в 22,6 раза, что отрицательно характеризует финансовое положение и не удовлетворяет требованиям нормативных актов к величине чистых активов организации.

В соответствии с ч.4 ст.114 Гражданского Кодекса Российской Федерации если по окончании финансового года стоимость чистых активов унитарного предприятия окажется меньше размера уставного фонда, орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести в установленном порядке уменьшение уставного фонда. Если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению суда.

 

6.                В соответствии с данными бухгалтерской отчётности за 2015 год УМУП «Городской теплосервис» был получен убыток в размере 612 704,0 тыс. руб. Перечисление части прибыли в размере 30 % в бюджет города не производилось.

Фонды на предприятии (резервный фонд, фонд потребления, фонд накопления)  по итогам 2015 года, в соответствии с пунктом 4.5. Устава, не формировались.

 

7.                В соответствии с п. 1, п. 3 ст. 23 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» крупной сделкой является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более 10 % уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда. Понятие «взаимосвязанности» законом не определено. Решение о совершении крупной сделки принимается с согласия собственника имущества унитарного предприятия в порядке, утверждённом решением Ульяновской Городской Думы от 23.12.2009 № 136.

            В 2015 году УМУП «Городской теплосервис» заключены 4 договора с ООО «Металл для Вас» на поставку труб на общую сумму 16 419,0 тыс.руб.

В связи с тем, что заключение указанных договоров преследовало единую хозяйственную цель, договоры однородные по своей природе (купля-продажа), были заключены по однородным товарам (трубы) и в ограниченный промежуток времени (в один день) с одним контрагентом и общая сумма договоров превышает 5 000 000,0 руб. можно сделать вывод о необходимости согласования указанных договоров как крупной сделки.

Таким образом, в нарушение вышеуказанного законодательства согласование по 4 договорам (как крупной сделки) на общую сумму 16 419,0 тыс. руб. проверке не представлено.

  

8.  В ходе анализа кассовых документов установлено, что в нарушение  п. 6.2 Указаний Банка России от 11.03.2014  № 3210-У в расходно-кассовом ордере от 30.11.2015 №109 отсутствует подпись лица получившего денежные средства  на сумму 5 477,63 руб.

Кроме того, данный факт свидетельствуют о нарушении применения  положений ст.9 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учёте», в соответствии с которой не допускается принятие к бухгалтерскому учёту документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

 

9.                По состоянию на 01.01.2016 согласно данным бухгалтерского учёта на балансовом счёте 01 «Основные средства» числились 3 079 единиц основных средств, сгруппированных в группы основных средств, общей остаточной стоимостью 70 825,0 тыс. руб.

В нарушение ст. 130, 131 и 164 Гражданского кодекса РФ, и ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (с изменениями и дополнениями) в проверяемом периоде на 5 объектов центральных тепловых пунктов остаточной стоимостью 4 901,0 тыс.руб. право хозяйственного ведения не зарегистрировано.

 

10.           В ходе анализа кредиторской задолженности Предприятия (в сравнении с 2014 годом) установлено, что по состоянию на 31.12.2015 общая сумма кредиторской задолженности  по сравнению с 2014 годом уменьшилась на 1 155 592 тыс. руб. или на 39,2%.

Наибольший удельный вес (75,3 %) в составе задолженности составляет задолженность перед поставщиками и подрядчиками на сумму  1 353 084,0 тыс. руб., в том числе  просроченная  в сумме 1 239 065,0 тыс. руб. (91,6 %), в том числе наиболее крупная:

-     ПАО Т Плюс – 795 956,0 тыс.руб. (в том числе свыше 3 месяцев 770 978,0 тыс.руб.) за тепловую энергию;

-     ОАО «Комета» – 78 859,0 тыс.руб. (в том числе свыше 3 месяцев 78 284,0 тыс.руб.) за тепловую энергию;

-     УМУП «Городская теплосеть» - 53 895,0 тыс.руб. (в том числе свыше 3 месяцев 53 876,0 тыс.руб.)  за тепловую энергию;

-     ОАО «Патронный завод» - 175 026,0 тыс.руб. (в том числе свыше 3 месяцев 106 120,0 тыс.руб.) за тепловую энергию;

-     ОАО «Ульяновскэнерго» - 181 535,0 тыс.руб. (в том числе свыше 3 месяцев 181 535,0 тыс.руб.) за тепловую энергию.

 

11.           В ходе анализа установлено, что задолженность Предприятия за 2015 год по налогам перед местным бюджетом и платежам во внебюджетные фонды увеличилась в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, а именно:

-       по налогам в местный бюджет – на 2 163 тыс.руб. или на 23,5% ;

-       по платежам во внебюджетные фонды – на 8 603,0 тыс.руб. или на 47,9%.

Наибольший объём в задолженности по налогам и платежам во внебюджетные фонды за 2015 год приходится на:

-       налог на доходы физических – 11 344,0 тыс.руб. (74,9% от всей суммы начисленного налога за год);

-       налог на добавленную стоимость – 11 169,0 тыс.руб. (6,5 % от всей суммы начисленного налога за год);

-       отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации – 21 529,0 тыс.руб. (86% от всей суммы начисленных отчислений за год).

 В соответствии с ч.6 ст.226 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода.

 В результате неуплаты  суммы исчисленного и удержанного налога НДФЛ за  2015 год  в  бюджеты всех уровней недопоступило  доходов в сумме 11 344,0 тыс. руб.

 

12.           Общая сумма дебиторской задолженности Предприятия по состоянию на 31.12.2015 составила 551 285,0 тыс. руб. и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (2 533 786,0 тыс. руб.) снизилась на 1 982 501,0 тыс. руб. или на 78,2 %.

         На общее снижение дебиторской задолженности, главным образом, повлияло снижение уровня задолженности по расчётам с покупателями и заказчиками на 1 958 044,0 тыс. руб. или 78,3 %, на которую приходится наибольший удельный вес (98,4 %) в общей структуре дебиторской задолженности.

          Наибольшая сумма дебиторской задолженности в составе покупателей и заказчиков,  приходится на задолженность населения за теплоэнергию в сумме 372 151,0 тыс. руб. в том числе просроченная свыше 3-х месяцев в сумме 310 674,0 тыс.руб.

Уменьшение дебиторской задолженности в 2015 году произошло вследствие списания задолженности в общей сумме 839 498,0 тыс.руб. на убытки Предприятия.

 

13.           Согласно пункту 77 Положения по ведению бухгалтерского учёта и отчетности, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 №34н, дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истёк, другие долги, не реальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся соответственно на счёт средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты коммерческой организации.

В 2015 году в  УМУП «Городской теплосервис»  была проведена инвентаризация расчётов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (приказ Предприятия от 07.12.2015 №206).

В ходе анализа представленных документов установлено:

13.1.    В соответствии с постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 №88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» при заполнении актов инвентаризации расчётов формы №ИНВ-17 должна быть приложена справка (приложение к форме №ИНВ-17), которая является основанием для составления акта по форме №ИНВ-17. Справка составляется в разрезе синтетических счетов бухгалтерского учета. Указанная справка к актам инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами  (форма №ИНВ-17) не приложена.

 

13.2.    В соответствии с ч.3 ст.11 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации.

        Согласно актам инвентаризации расчётов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами от 05.02.2016 №7, №8 инвентаризация проведена по состоянию на 30.12.2015, что противоречит приказу Предприятия от 07.12.2015 №206 «О проведении инвентаризации имущества и обязательств» по состоянию на 31.12.2015.

 

13.3.    Результаты инвентаризации расчётов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами оформлены актами инвентаризации №7 от 05.02.2016 на  общую сумму 98 762,52 руб. №8 от 05.02.2016 на общую сумму 540 145 035,13 руб., что позже даты приказа Предприятия «О списании сумм дебиторской задолженности» от 30.12.2015 №246 на 36 дней и позже крайней даты сдачи материалов инвентаризации в бухгалтерию Предприятия на 4 дня.

        В нарушение п.77 Положения по ведению бухгалтерского учёта и отчётности, утверждённого приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 № 34н приказ Предприятия от 30.12.2015 №246 «О списании сумм дебиторской задолженности» в общей сумме  540 243,8 тыс.руб. (по дебиторам ООО УО «Партнёр» в сумме 4 897,94 руб., ОАО «ГУК Заволжского района» в сумме 93 864,58 руб., Афанасьева О.А. на сумму 439,41 руб., ТСЖ Микрорайон Свияга-10 на сумму 16 388 865,38 руб., ЖСК «Орбита» на сумму 188 645,89 руб., ЖСК «Самара» на сумму 177 080,06 руб., ООО «УК ЖКХ «Симбирск» на сумму 235 781,27 руб., ТСЖ «Усадьба» на сумму 4 660,83 руб., ОАО «ГУК №2 Засвияжского района» на сумму 113 913 687,63 руб., ООО УК «Фундамент-Комплекс» на сумму 1 792 170,92 руб., Лазарев В.В. на сумму 223 821,0 руб., УМУП «Теплоком» на сумму 44 571 618,0 руб., Дирекция единого заказчика МБУ на сумму 362 648 264,74 руб.) издан раньше оформления результатов инвентаризации (акты от 05.02.2016 №7, №8).

Выявленные в ходе контрольного мероприятия факты (несоблюдение процедуры списания задолженности) ставят по сомнение правомерность списания безнадёжной дебиторской задолженности на общую сумму 540 243,8 тыс.руб. 

 

13.4.    В проверяемом периоде Предприятием списана на убытки (в том числе) дебиторская задолженность в общей сумме 98 762,52 руб. (акт инвентаризации от 05.02.2016 №7).

          Несмотря на наличие в штатном расписании  отдела по учёту тепловой энергии и претензионно-исковой работы, документы, подтверждающие проведение Предприятием претензионной работы по возмещению дебиторской задолженности в сумме 98 762,52 руб. проверке не представлены.

          

14.           По данным  оборотно-сальдовых ведомостей  за 2015 Предприятию предоставлено услуг связи  (в том числе услуг по предоставлению Интернет)  на общую сумму 386 923,09 руб. (с учётом НДС),  расходы составили 396 536,6 руб. (с учётом оплаты  задолженности за 2014г.).

По всем договорам на услуги связи, заключенными УМУП «Городской теплосервис», не установлена  общая сумма (цена) договоров. 

 В ходе проведения контрольного мероприятия не представлен договор на оказание услуг сотовой связи с ЗАО «Ульяновск-GSM»   от 06.10.2003  №00/09874 (впоследствии ЗАО «НСС», ООО «Т2 Мобайл»), также не представлены соглашения, уведомления или иные документы, касающиеся реорганизации либо переименования ЗАО «Ульяновск-GSM»  на  ЗАО «НСС». 

Таким образом, при отсутствии:

- вышеуказанного договора на услуги связи,

- соглашений и (или) уведомлений о реорганизации (либо переименовании) ЗАО «Ульяновск-GSM» на  ЗАО «НСС»,

- соглашений о наличии  (изменении) тарифных планов с учётом    реорганизации ЗАО «НСС»  и присоединения к  ООО «Т2 Мобайл»,  не представляется возможным соотнести перечень и количество предоставленного оборудования (модемы), количество абонентских номеров, а также подтвердить общую сумму начислений в размере 40 865,46 руб., указанную в детализации счетов.

 

15.           Согласно представленной детализации счетов на услуги междугородной и международной связи установлено, что со стационарного телефона, закреплённого за аварийно-диспетчерской службой Заволжского района,  в период со 02.01.2015 по 01.05.2015  неоднократно осуществлялись звонки, как в выходные и праздничные дни, так и в рабочие дни, в личных целях  на телефон  оператора сотовой связи МТС в Краснодарском крае, общая сумма разговоров составила 208 руб.

В ходе проведения контрольного мероприятия указанная сумма была возвращена работником (осуществлявшим звонки в личных целях)  в кассу Предприятия (приходный кассовый ордер от 14.12.2016 № 154 на сумму 208,0 руб., объяснительная работника).

Данный факт свидетельствует о недостаточном контроле Предприятия за расходами на междугородную  и международную связь. 

 

16.           Выборочной проверкой  лицевых счетов   работников Предприятия за 2015 год установлено, что оплата труда производилась  в соответствии с окладами (тарифными ставками),   установленными штатным расписанием.

По состоянию на 01.01.2015  количество вакантных ставок составило  4 единицы,  25 единиц  совмещались штатными работниками (внутреннее совместительство, доплаты за совмещение). По состоянию на 01.01.2016 количество вакантных ставок составило  8 единиц.

 

17.    Согласно отчёту руководителя УМУП «Городской теплосервис»:

-                   среднемесячная заработная плата работников Предприятия за 2015 год составила 28 230 руб. (при среднесписочной численности 351 чел.), что выше на 0,6%  размера среднемесячной заработной платы за 2014 год (28 058 руб.);

-                   среднемесячная заработная плата административно-управленческого персонала за 2015 год составила 34 782 руб., что выше на 0,8% размера среднемесячной заработной платы за 2014 год (34 497 руб.);

-                   средняя заработная плата директора составила   75 685,0 руб.

В соответствии со штатным расписанием и лицевыми счетами за 2015 год средняя заработная  плата 11 работников руководящего персонала (главный инженер, заместитель директора, главный бухгалтер, начальники отделов и районов) составила 80 431,5 руб.,  что:

-                   в 2,85 раза больше средней заработной платы работников Предприятия;

-                   в 2,3 раза больше средней заработной платы административно-управленческого персонала;

-                   на 4,75  тыс. руб. больше средней заработной платы директора Предприятия.

 

18.           В соответствии с п.1 ст.20 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ

«О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия согласовывает приём на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора.

Трудовой договор с главным  бухгалтером заключен 15.01.2002 (до вступления в силу Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ), обязанность по согласованию данного трудового договора на дату утверждения договора отсутствовала.

В течение 2015 года Предприятием не было осуществлено согласование с собственником имущества соглашения от 26.03.2015  по  изменению условий трудового договора  главного бухгалтера (изменение размера оклада). В ходе проведения контрольного мероприятия представлено письмо Управления муниципальной собственностью от  21.12.2016  №22906-11, согласно которому названные изменения приняты к сведению.

 

19.           При анализе показателей премирования, определенных Положениями о премировании,  установлено дублирование таких показателей  с должностными инструкциями работников Предприятия по следующим должностям:

-                   начальника химической лаборатории (премия в размере 25% за функции по осуществлению контроля водно-химических режимов работы теплоисточников);

-                   главного бухгалтера (премия в размере 25%  за своевременное формирование затрат на счетах бухгалтерского учёта);

-                   ведущего инженера отдела материально-технического снабжения (премия в размере 15% за  своевременное проведение закупочных процедур для заключения договоров поставки на материальные ресурсы);

-                   слесаря по обслуживанию тепловых сетей (премия в размере 25% за функции по соблюдению требований Правил ОТ, ТБ и ПБ);

-                   оператора тепловых сетей (премия в размере 25% за функции по соблюдению требований Правил ОТ, ТБ и ПБ); 

-                   слесаря по ремонту автомобилей (премия в размере 25%  за функции по соблюдению требований Правил ОТ, ТБ и ПБ).  

Должностными инструкциями данных работников предусмотрено выполнение  вышеуказанных требований в рамках возложенных на них обязанностей.

Таким образом, за выполнение нормы труда (квалификации) и трудовых (должностных) обязанностей, работникам Предприятия  устанавливались премиальные  выплаты, которые дублировали  положения должностных инструкций. Описанные выше показатели премирования фактически указывают на получение вознаграждения, как в рамках оклада (тарифной ставки), так и в рамках премирования и свидетельствуют о несоответствии ст.129 Трудового Кодекса РФ.

С учётом вышеизложенного, сумма  премиальных выплат по вышеуказанным должностям составила 2 195,6 тыс. руб., с учётом статьи отчислений – 2 858,67 тыс. руб.

 

20.           Установлены факты выплаты премии 9 работникам Предприятия (слесарям по обслуживанию тепловых сетей) одновременно как за безаварийную работу оборудования, так и за устранение аварийного прорыва, а именно:

-                   в ноябре 2015г.  слесарям Центрального района  по обслуживанию тепловых сетей  установлена премия размере 30% тарифной ставки (должностного оклада) за безаварийную работу закрепленного оборудования и  недопущение сверхнормативных утечек теплоносителя (согласно справочной информации о премировании рабочих-повременщиков из фонда заработной платы за ноябрь 2015 за подписью начальника Центрального района, старшего мастера, начальника ОТ);

-                   также  имеется приказ от 10.11.2015 №194 о премировании работников за выполнение особо важного задания и служебная записка и.о. начальника Центрального района  о поощрении  работников  Центрального района в связи с устранением аварийного прорыва теплосети  по адресу ул. В.Полевая, 3 , 04.11.2015 и 07.11.2015 (в списке из 22 работников - 9 слесарей по обслуживанию  тепловых сетей).

Таким образом,  при наличии аварийной ситуации  в теплосетях  работникам Предприятия одновременно произведены  выплаты премии в общей сумме 37,7 тыс. руб. (с учётом статьи отчислений 49,1 тыс.руб.), в том числе за безаварийную работу закрепленного оборудования  – 30,2 тыс. руб., за  выполнение особо важного задания (устранение аварийного прорыва) – 7,5 тыс. руб.

 

21.           В соответствии с Положением о премировании руководителей, специалистов и служащих Предприятия  основной показатель премирования – выполнение плана реализации  тепловой энергии  и оказания услуг сторонним организациям (20%).

Для начисления ежемесячной премии руководителям, специалистам и служащим  и подтверждения выполнения показателя плана ежемесячно оформлялись справки за подписями  заместителя директора, главного бухгалтера и начальника  планово-экономического отдела с указанием плановых и фактических значений показателя реализации тепловой энергии и оказания услуг сторонним организациям.

Проверке представлен план по передаче тепловой энергии (мощности) на нужды отопления, ГВС на 2015 год и уточнённый план (действовал с 01.08.2015), утверждённые директором УМУП «Городской теплосервис», в которых основным показателем является планируемый объём по передаче тепловой энергии (мощности) на нужды отопления и ГВС (Гкал/час в месяц х на тариф, руб.) по поставщикам тепловой энергии.

В справках, оформленных Предприятием, в подтверждение выполнения плана реализации тепловой энергии и для начисления ежемесячной премии производилось сравнение разных показателей: показателя плана по объему реализации тепловой энергии и показателей фактически реализованной  тепловой энергии и оказанных Предприятием услуг сторонним организациям (счёт 90.01.1 «Выручка по деятельности с основной системой налогообложения», без учёта НДС).

Сравнение показателей плана по передаче тепловой энергии и фактически оказанных услуг по передаче тепловой энергии и услуг, не учтённых в плановых показателях,  является некорректным и фактически завышает показатели при принятии решения Предприятием о выплате ежемесячной премии.

Общий объём ежемесячной премии руководителям, специалистам и служащим, выплаченной в 2015 году  Предприятием за выполнение плана реализации  тепловой энергии  и оказания услуг сторонним организациям с некорректными и завышенными показателями составил 13 752,0  тыс.руб., с учётом статьи отчислений – 17 905,1 тыс.руб.

 

22.           Начисление премии руководителям, специалистам и служащим производилось в месяце, следующим за текущим месяцем (в январе – за декабрь, в феврале –  за январь и т.д.).

В соответствии  со справкой о выполнении основного показателя премирования за декабрь 2015г.   фактические  показатели  по реализации тепловой энергии и оказанным услугам не выполнены на 297,3 тыс. руб. (исполнение составило 60 921,2 тыс. руб. при плановых  показателях  61 218,5 тыс. руб.), при этом согласно данным бухгалтерского учёта  премия за декабрь 2015г. руководителям, специалистам и служащим была  начислена в январе 2016г.

Таким образом, начисление премии за декабрь 2015г. руководителям, специалистам и служащим произведено при невыполнении плана реализации тепловой энергии и оказания услуг сторонним организациям, что свидетельствует о  нарушении  применения Положения  о премировании руководителей, специалистов и служащих УМУП «Городской теплосервис» и необоснованной выплате премии в общей сумме 1 089,2  тыс. руб. (с учётом статьи отчислений 1 418,1 тыс. руб.).

 

23.           Согласно данным бухгалтерской отчётности УМУП «Городской теплосервис» за 2015 год – убыток составил 612 704,0 тыс. руб.

В ходе анализа исполнения показателей плана ФХД по кварталам 2015 года установлено, что:

-       за 1 квартал 2015г. – убыток составил 76 680,0 тыс. руб.,

-       за 2 квартал 2015 года – чистая прибыль составила 113 187 тыс.руб.;

-       за 3 квартал 2015 года – убыток составил 96 151,0 тыс.руб.;

-       за 4 квартал 2015 года – убыток составил 553 060,0 руб.

При убыточности Предприятия общая сумма  начисленной премии за 2015 год по УМУП «Городской  теплосервис» составила  41 013,6 тыс. руб. (53 399,7 тыс.руб. с учётом статьи начислений), или 34,5% от общей суммы начисленной заработной платы (118 903,4 тыс. руб., с учётом статьи отчислений – 154 812,2 тыс.руб.).

 

24.           В соответствии с  пояснениями УМУП «Городской теплосервис», в 2015 году обязанность по формированию программы закупок, подготовке и организации процедур закупки, ведение единого реестра закупочных процедур, а также своевременное заключение договоров была возложена  на инженера отдела материально-технического снабжения, при этом  после его  увольнения (в сентябре 2015) Предприятием были установлены факты нарушения сроков размещения  договоров, заключенных по результатам закупок,  и сроков размещения  ежемесячных отчётов.

При имеющихся нарушениях по срокам  размещения информации на официальном сайте  вышеуказанному работнику ежемесячно производилось начисление премии в размере 15% должностного оклада с января по август 2015 г. (согласно Положению о премировании руководителей, специалистов и служащих  за своевременное опубликование информации о закупках на официальных сайтах предусмотрен показатель премирования в размере 15% должностного оклада), общая сумма начисленной премии  составила 14,6 тыс. руб. (с учётом статьи  отчислений 19,0 тыс. руб.).

Функции по осуществлению общего руководства отделом и  контролю  за выполнением работниками своих должностных обязанностей  возложены на начальника отдела  материально- технического снабжения.

Таким образом,  начисление ежемесячной премии работнику УМУП «Городской теплосервис» за своевременное размещение информации на официальном сайте  при наличии фактов  нарушения сроков размещения такой информации, свидетельствует об отсутствии надлежащего контроля со стороны начальника отдела материально-технического снабжения.

 

25.           В соответствии с п. 4.11. коллективного договора Предприятие  выплачивает заработную плату два раза в месяц: 30 числа - аванс,  15 числа - заработная плата.

Согласно ст.136 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ  заработная плата выплачивается  не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

Выборочной проверкой (за декабрь 2014 года - февраль 2015года) установлено следующее:

- нарушение сроков перечисления заработной платы за декабрь 2014г.  (на 1-5 дней), согласно коллективному договору;

- не представляется возможным соотнести сроки выплаты заработной платы за январь-февраль 2015 г. со сроками, указанными в коллективном договоре,  при отсутствии  в поле назначения платежа платежного ордера  указания, за какую половину месяца происходит  данное перечисление.

Согласно пояснениям УМУП «Городской теплосервис» нарушение сроков выплаты заработной платы связано с наложением ареста на расчётные счета,  по состоянию на 15.01.2016  заработная плата за декабрь 2015г. выплачена в полном объёме. 

 

26.           Согласно нормам, установленным главой 23 Налогового Кодекса РФ, налоговый агент обязан уплатить сумму исчисленного налога на доходы физических лиц в бюджет (порядок и сроки уплаты  НДФЛ установлены  ст. 226 Налогового Кодекса РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ

«О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы (порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов установлены в ст.15 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ).

В нарушение вышеуказанного законодательства Предприятием в течение 2015 года  не производилась уплата  исчисленного НДФЛ, а также   исчисленных  сумм страховых взносов в бюджет.  Согласно пояснениям (прилагаются) по состоянию на 01.01.2016 сумма задолженности по  НДФЛ составила 11 343,0 тыс. руб., по страховым взносам – 26 562,0 тыс. руб.

 

27.           В 2015 году УМУП «Городской теплосервис» заключено 188 договоров на общую сумму 53 684,1 тыс. руб., из них:

-         запрос котировок - 29 договоров на общую сумму 6 125,6 тыс.руб.;

-         путём проведения открытого конкурса - 18 договоров на общую сумму 42 235,3 тыс.руб.;

-         путём заключения договоров у единственного поставщика (включая договоры до 100 тыс.руб.) – 141 договор на общую сумму 5 323,2 тыс.руб.

В ходе контрольного мероприятия установлено следующее:

27.1.  В соответствии с п.2 Правил ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, утверждённых постановлением Правительства РФ от 31.10.2014 №1132 (далее – Правила) в реестр включаются следующие информация и документы:

а) наименование заказчика;

б) сведения о способе закупки, сведения об осуществлении закупки в электронной форме, а также об осуществлении закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства;

в) дата подведения итогов закупки (при наличии) и реквизиты документа, подтверждающего основание заключения договора (при наличии);

г) дата заключения договора и номер договора (при наличии);

д) предмет договора, цена договора и срок (период) его исполнения;

е) сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе):

в отношении юридического лица - наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, информация о его отнесении к субъекту малого и (или) среднего предпринимательства и идентификационный номер налогоплательщика;

в отношении физического лица - фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства и идентификационный номер налогоплательщика.

Согласно п.10 Правил информация и документы, предусмотренные п.2 Правил размещаются в реестре договоров в течение 3 рабочих дней со дня заключения договоров.

 В нарушение п.10 Правил информация о договоре (дате заключения договора и номер договора (при наличии), предмет договора, цена договора и срок (период) его исполнения) по 47 договорам на общую сумму 48 360,9 тыс.руб. размещена Предприятием в ЕИС с нарушением установленного срока на период от 250 до 565 дней.

 В том числе по 2 договорам (от 05.06.2015 №119, заключенным с ООО «Мир краски-АС» и от 01.06.2015 №115, заключенным с ООО «КерамоСтрой») информация о договорах  размещена Предприятием в ЕИС в ходе контрольного мероприятия 21.12.2016.

 

27.2. В соответствии с ч.19 ст.4 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ) заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в единой информационной системе, в том числе:

1) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг;

2) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

        Установлены факты размещения в ЕИС сведений по 20 договорам, заключенным УМУП «Городской теплосервис» на общую сумму  8 252,7 тыс.руб. с нарушением установленного ч.19 ст.4 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ срока на период от 7 до 510 дней, а именно:

-                   за январь 2015 года сведения по 6 договорам, заключенным заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) на общую сумму 195 407,08 руб., размещены 18.02.2015, то есть  на 7 дней позже установленного законодательством срока;

-                   за январь 2015 года сведения по 2 договорам, заключенным по результатам закупок на общую сумму 7 035 300,0 руб., размещены 18.02.2015, то есть  на 7 дней позже установленного законодательством срока;

-                   за июнь 2015 года сведения по 12 договорам, заключенным заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) на общую сумму 1 021 944,0 руб. размещены 02.12.2016, то есть на 510 дней позже установленного законодательством срока;

-                   за июнь 2015 года сведения по договорам, заключенным по результатам закупок на общую сумму 0,0 руб. размещены 02.12.2016, то есть на 510 дней позже установленного законодательством срока.

 

В соответствии с ч.4 ст.7.32.3 КоАП РФ нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

 

27.3.    Установлены несоответствия сведений, размещённых в ЕИС и представленных проверке документов, а именно:

-              по договору от 23.01.2015 №15 с ООО «Ассоциация «ЛД-Карт» на поставку бензина АИ-92, пропана посредством карт на сумму 3 020,3 тыс.руб. в ЕИС размещена информация, о том, что договор заключен на сумму 3 033,9 тыс.руб., что больше суммы договора на 13,6 тыс. руб.;

-              по договору от 23.01.2015 №16 с ООО «Ассоциация «ЛД-Карт» на поставку дизельного топлива посредством карт на сумму 4 015,0 тыс.руб. в ЕИС размещена информация, о том, что договор заключен на сумму 4 026,0 тыс.руб., что больше суммы договора на 11,0 тыс. руб.

 

27.4.    УМУП «Городской теплосервис» в 2015 году был заключен ряд договоров, без указания цены договоров.

 Следует отметить, что  при отсутствии цены заключенных договоров у Предприятия отсутствует возможность определить:

-               принадлежность договора к крупной сделке и соответственно необходимость её согласования с собственником имущества;

-                   является ли договор закупкой до 100 00,0 руб. и соответственно необходимость размещения в ЕИС в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ;

-                   достоверность информации размещённой в ЕИС о заключенных Предприятием договорах, в соответствии с ч.19 ст.4 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ (по отчётным периодам).

 

28.           В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Рекомендации по организации и осуществлению экономическим субъектом внутреннего контроля, предусмотренного  указанной статьёй, содержаться в  информации Минфина России от 25.12.2013 № ПЗ-11/2013.

Выявленные в ходе контрольного мероприятия нарушения и замечания свидетельствуют  о недостаточном внутреннем контроле УМУП «Городской теплосервис» за фактами хозяйственной жизни Предприятия.

 

Пояснения или замечания руководителей или иных уполномоченных должностных лиц проверяемого органа или организации по результатам проведения контрольного мероприятия:   Пояснения и возражения УМУП «Городской теплосервис» от 11.01.2017 №39 (вх. от 11.01.2017 №025). Письмо Контрольно-счётной палаты на пояснения и возражения УМУП «Городской теплосервис» от 12.01.2017 №019.

Предложения (рекомендации): УМУП «Городской теплосервис» (432071, Россия, г. Ульяновск, ул. Карла Маркса,  д.25) следует:

1.     Принять меры по привлечению к ответственности должностных лиц, допустивших выявленные нарушения.

2.     Принять меры по устранению выявленных нарушений, указанных в представлении  от 13.01.2017 №3.

 

 

 

Инспектор

Контрольно-счётной палаты                                                           С.Н. Харитонова