|
Распоряжение от 14.08.2018 №37 "Об утверждении Стандарта финансового контроля "Аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых объектами аудита (контроля)КОНТРОЛЬНО-СЧЁТНАЯ ПАЛАТА
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 14.08.2018 № 37
Об утверждении Стандарта финансового контроля «Аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых объектами аудита (контроля)»
Текст официально опубликован в газете «Ульяновск сегодня» от 17.08.2018 № 81, с.22-24
В соответствии с Регламентом Контрольно-счётной палаты муниципального образования «город Ульяновск», утверждённым Распоряжением Председателя Контрольно-счётной палаты муниципального образования «город Ульяновск» от 15.10.2012 № 47: 1. Утвердить прилагаемый Стандарт финансового контроля «Аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых объектами аудита (контроля)». 2. Настоящее Распоряжение вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Контрольно-счётной палаты муниципального образования «город Ульяновск» Н.В.Кузнецова
утверждён Распоряжением Председателя Контрольно-счётной палаты муниципального образования «город Ульяновск» от 14.08.2018 № 37
СТАНДАРТ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ «Аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых объектами аудита (контроля)»
Глава 1. Общие положения
1. Стандарт финансового контроля «Аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых объектами аудита (контроля)» (далее - Стандарт) предназначен для реализации полномочий Контрольно-счётной палаты муниципального образования «город Ульяновск» (далее - Контрольно-счётная палата) при осуществлении внешнего муниципального финансового контроля в муниципальном образовании «город Ульяновск».
2. Целью Стандарта является установление общих требований, правил и процедур осуществления Контрольно-счётной палатой аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (далее - аудит в сфере закупок).
3. Решение вопросов, возникающих во время проведения аудита в сфере закупок, и не урегулированных Стандартом, осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Законом Ульяновской области от 23.12.2011 № 230-ЗО «О регулировании некоторых вопросов организации и деятельности контрольно-счётных органов муниципальных образований Ульяновской области», Уставом муниципального образования «город Ульяновск», Решением Ульяновской Городской Думы от 18.01.2012 № 2 «Об учреждении Контрольно-счётной палаты муниципального образования «город Ульяновск» и утверждении Положения «О Контрольно-счётной палате муниципального образования «город Ульяновск» и Регламентом Контрольно-счётной палаты, утверждённым Распоряжением Председателя Контрольно-счётной палаты от 15.10.2012 № 47 (далее - Регламент), а также Стандартом финансового контроля «Общие правила проведения экспертно-аналитического мероприятия» или Стандартом финансового контроля «Общие правила проведения экспертно-аналитического мероприятия», утверждёнными соответствующими распоряжениями Председателя Контрольно-счётной палаты соответственно.
4. Для целей Стандарта применяются понятия и термины, предусмотренные Регламентом и используемые в Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ).
5. Для удобства пользования Стандартом к нему составлены указатели, в которых в хронологическом порядке перечислены наименования глав со ссылками на номера соответствующих пунктов и Приложение к Стандарту.
Глава 2. Содержание аудита в сфере закупок
6. Аудит в сфере закупок, осуществляемых объектами аудита (контроля), проводится в целях оценки обоснованности планирования закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд, реализуемости и эффективности осуществления указанных закупок. Оценке подлежат выполнение условий контрактов по срокам, объёму, цене контрактов, количеству и качеству приобретаемых товаров, работ, услуг, а также порядок ценообразования и эффективность системы управления контрактами. Оценке подлежат выполнение условий контрактов по срокам, объёму, цене контрактов, количеству и качеству приобретаемых товаров, работ, услуг, а также порядок ценообразования и эффективность системы управления контрактами.
7. Контрольно-счётная палата в пределах своих полномочий осуществляет анализ и оценку результатов закупок, достижения целей осуществления закупок, определённых в соответствии со статьей 13 Федерального закона № 44-ФЗ. Для достижения целей, указанных в настоящем пункте, Контрольно-счётная палата осуществляет экспертно-аналитическую, информационную и иную деятельность посредством проверки, анализа и оценки информации о законности, целесообразности, об обоснованности, о своевременности, об эффективности и о результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам.
8. Предметом аудита в сфере закупок является процесс использования объектом аудита (контроля) средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск» и иных средств в пределах компетенции Контрольно-счётной палаты (далее - бюджетных и иных средств) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Предметом аудита в сфере закупок также являются организация и эффективность функционирования контрактной системы в сфере закупок.
9. Задачами аудита в сфере закупок являются: проверка, анализ и оценка информации о законности, целесообразности, обоснованности (в том числе анализ и оценка процедуры планирования закупок и обоснования закупок), своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам; обобщение результатов осуществления деятельности по проверке, анализу и оценке результатов закупок, в том числе установление причин выявленных отклонений, нарушений и недостатков; подготовка предложений по устранению выявленных отклонений, нарушений и недостатков; систематизация информации о реализации предложений по устранению выявленных при проведении аудита в сфере закупок отклонений, нарушений и недостатков и совершенствование контрактной системы в сфере закупок.
10. В процессе проведения аудита в сфере закупок в пределах полномочий Контрольно-счётной палаты проверяются, анализируются и оцениваются: организация и процесс использования бюджетных и иных средств, начиная с этапа планирования; информация о законности, своевременности, обоснованности, целесообразности, эффективности, результативности расходов на закупки; система организации закупочной деятельности объекта аудита (контроля) и результаты использования бюджетных и иных средств; система ведомственного контроля в сфере закупок; система контроля в сфере закупок, осуществляемого заказчиком. При анализе и оценке порядка организации закупочной деятельности объекта аудита (контроля) могут рассматриваться вопросы централизации и совместного осуществления закупок, полноты правового регулирования, достаточности кадрового и материально-технического обеспечения деятельности соответствующих организационных структур. Итогом аудита в сфере закупок должна стать оценка уровня обеспечения муниципальных нужд с учётом затрат бюджетных и иных средств, обоснованности планирования, включая обоснование закупки, реализуемости и эффективности осуществления закупок. Аудит в сфере закупок, сведения о которых составляют государственную тайну, осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ с учётом особенностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации о защите государственной тайны.
11. Объектами аудита (контроля) в сфере закупок являются: органы местного самоуправления муниципального образования «город Ульяновск» иные муниципальные органы, осуществляющие закупки; бюджетные, автономные учреждения, муниципальные унитарные предприятия и иные юридические лица, осуществляющие закупки с учётом особенностей статьи 15 Федерального закона № 44-ФЗ; муниципальные органы, казённые учреждения, на которые возложены полномочия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков (уполномоченные органы, уполномоченные учреждения в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ).
12. В рамках осуществления Контрольно-счётной палатой экспертно-аналитической, информационной и иной деятельности оцениваются деятельность как заказчиков, так и формируемых ими контрактных служб и комиссий по осуществлению закупок, привлекаемых ими специализированных организаций (при наличии), экспертов, экспертных организаций и операторов электронных площадок, а также работа органов ведомственного контроля в сфере закупок, системы контроля в сфере закупок, осуществляемого заказчиком.
Глава 3. Законность, целесообразность, обоснованность, своевременность, эффективность, результативность и реализуемость при осуществлении аудита в сфере закупок
13. Под законностью расходов на закупки понимается соблюдение участниками контрактной системы в сфере закупок законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок могут устанавливаться при проверке, анализе и оценке конкретных закупок (контрактов), действий (бездействия) по правовому регулированию, организации, планированию закупок, определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключению и исполнению контрактов, размещению данных в единой информационной системе в сфере закупок.
14. Под целесообразностью расходов на закупки понимается наличие обоснованных муниципальных нужд, обеспечиваемых посредством достижения целей и реализации мероприятий государственных программ Российской Федерации, исполнения международных обязательств Российской Федерации, реализации межгосударственных целевых программ, участником которых является муниципальное образование «город Ульяновск», муниципальных программ муниципального образования «город Ульяновск».
15. Под обоснованностью расходов на закупки понимается наличие обоснования закупки, которое заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, определённым с учётом положений статьи 13 Федерального закона № 44-ФЗ, а также законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в целом.
16. Под своевременностью расходов на закупки понимается установление и соблюдение заказчиком сроков, достаточных для реализации закупки и достижения целей осуществления закупки в надлежащее время и с минимальными издержками. Целесообразно учитывать сезонность работ, услуг, длительность и непрерывность производственного цикла отдельных видов товаров, работ, услуг, а также наличие резерва времени для осуществления приёмки товаров, работ и услуг, позволяющего поставщику (подрядчику, исполнителю) устранить недостатки. К несвоевременности закупок могут приводить нарушения и недостатки при планировании закупок, несвоевременное осуществление закупок, невыполнение условий контрактов, иные недостатки системы организации закупочной деятельности объекта аудита (контроля).
17. Под эффективностью расходов на закупки понимается осуществление закупок исходя из необходимости достижения заданных результатов обеспечения муниципальных нужд с использованием наименьшего объёма средств.
18. Под результативностью расходов на закупки понимается степень достижения наилучшего результата с использованием определённого бюджетом объёма средств и целей осуществления закупок. Результативность измеряется соотношением плановых (заданных) и фактических результатов. Непосредственным результатом закупок является поставка (выполнение, оказание) товаров (работ, услуг) установленного количества, качества, объёма и других характеристик. Конечным результатом закупок является достижение целей и ожидаемых результатов деятельности, для обеспечения которой закупаются соответствующие товары (работы, услуги). При оценке результативности закупок следует определить, чьи действия (бездействие) привели к недостижению результатов, учитывать наличие (отсутствие) необходимых для осуществления закупок средств и условий, а также зависимость достижения (недостижения) целей закупок от иных факторов помимо закупок.
19. Под реализуемостью закупок понимается фактическая возможность осуществления запланированных закупок с учётом объёма выделенных средств для достижения целей и результатов закупок. Причинами нереализуемости закупок могут быть отсутствие товаров (работ, услуг) с требуемыми характеристиками на рынке (недостаточные объёмы их производства, в том числе национальными производителями), невыделение достаточного объёма средств и иных ресурсов для осуществления закупок, неготовность систем управления закупками, отсутствие у заказчиков условий для использования результатов закупок. Закупка признается нереализуемой, если она не может быть осуществлена по причинам, независящим от действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации.
Глава 4. Контрольная деятельность в рамках аудита в сфере закупок
20. Контрольная деятельность в рамках аудита в сфере закупок осуществляется путём проведения проверки в форме предварительного аудита, оперативного анализа и контроля и последующего аудита (контроля), при этом: контрольные мероприятия в форме предварительного аудита проводятся на этапе планирования закупок и включают в себя проверку обоснованности объёмов финансирования на закупки товаров, работ, услуг с учётом анализа складывающихся на рынке цен, а также прогнозирование потребностей в товарах, работах, услугах с учётом их потребительских свойств; контрольные мероприятия в форме оперативного анализа и контроля проводятся в части проверки организационной документации заказчиков (о создании контрактной службы, о распределении полномочий и т. д.), анализа планов закупок, планов-графиков закупок, документации о проведении процедур закупок, протоколов, контрактов, санкционирования платежей и приёмки товаров, работ и услуг; контрольные мероприятия в форме последующего аудита проводятся в части проверки всех этапов исполнения контракта с учётом фактического результата. Основной целью предварительного аудита, оперативного анализа и контроля является предупреждение бюджетных нарушений и иных нарушений законодательства Российской Федерации при осуществлении закупок. Контрольная деятельность в рамках аудита в сфере закупок осуществляется путём проведения контрольных мероприятий с использованием следующих методов: проверка, ревизия, анализ, обследование и мониторинг. Проведение контрольного мероприятия в рамках аудита в сфере закупок возможно с использованием метода камеральной проверки, если это позволяет достичь цели соответствующего контрольного мероприятия. Контрольная деятельность в рамках аудита в сфере закупок может осуществляться как в качестве отдельного контрольного мероприятия, так и в ходе иного контрольного мероприятия, предмет которого включает вопрос осуществления закупок товаров, работ, услуг. В случае, если деятельность объекта аудита (контроля), направленная на обеспечение закупок товаров (работ, услуг), является единственным предметом контроля, то соответствующее контрольное мероприятие может содержать в наименовании слова «аудит в сфере закупок» с конкретизацией категории товаров (работ, услуг) и (или) заказчиков, а также вида мероприятия или метода контроля. В случае, если деятельность объекта аудита (контроля), направленная на обеспечение закупок товаров (работ, услуг), не является единственным предметом соответствующего контрольного мероприятия, информация о результатах аудита в сфере закупок приводится в отдельном разделе акта о результатах проведённого контрольного мероприятия. Наименование данного раздела должно содержать указание на цель и (или) предмет аудита в сфере закупок.
Подготовка к проведению контрольного мероприятия
21. При подготовке к проведению контрольного мероприятия осуществляются предварительное изучение предмета и объекта аудита (контроля), анализ их специфики, сбор необходимых данных и информации, по результатам которых подготавливается программа аудита в сфере закупок.
22. Изучение специфики объекта аудита (контроля) необходимо для определения вопросов контрольного мероприятия, методов его проведения, выбора и анализа показателей оценки предмета аудита (контроля), а также для подготовки программы аудита в сфере закупок.
23. Для изучения специфики объекта аудита (контроля) и условий его деятельности должны быть определены нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы осуществления закупок для муниципальных нужд с учётом специфики деятельности объекта аудита (контроля).
24. Определение источников информации для проведения контрольного мероприятия, сбор и предварительный анализ необходимой информации о закупках объекта аудита (контроля) являются неотъемлемой частью изучения специфики объекта аудита (контроля). В качестве основного источника информации о закупках объекта аудита (контроля) используется информационная система в сфере закупок, функционал которой определён статьёй 4 Федерального закона № 44-ФЗ. В процессе определения источников информации должно быть учтено, что в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ информация о закупках товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, а также о закупках товаров, работ, услуг на территории иностранного государства для обеспечения деятельности заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства, в единой информационной системе не размещается.
Анализ и оценка закупочной деятельности объекта аудита (контроля)
25. В целях оценки обоснованности планирования закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд, реализуемости и эффективности осуществления указанных закупок анализируется система организации и планирования закупок товаров, работ, услуг объектом аудита (контроля), осуществляется проверка процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и результаты исполнения контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг. При проведении аудита в сфере закупок необходимо анализировать и оценивать соблюдение требований Федерального закона № 44-ФЗ лишь в той степени, в какой это отвечает целям аудита в сфере закупок, а именно если несоблюдение таких требований привело или могло привести к недостижению целей осуществления закупки либо к неэффективности и нерезультативности расходов на закупки.
Анализ системы организации закупок товаров, выполнения работ, оказания услуг
26. В ходе анализа системы организации закупок товаров, работ, услуг необходимо оценить полноту и целостность функционирования системы организации закупок объекта аудита (контроля), в том числе провести анализ на предмет соответствия законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок внутренних документов объекта аудита (контроля), устанавливающих: порядок формирования контрактной службы (назначение контрактных управляющих); наличие в должностных муниципальных служащих, инструкциях работников обязанностей, закрепленных за работником контрактной службы либо за контрактным управляющим; порядок формирования комиссии (комиссий) по осуществлению закупок; порядок выбора и функционал специализированной организации (при осуществлении такого выбора); порядок организации централизованных закупок (при осуществлении таких закупок); порядок организации совместных конкурсов и аукционов (при осуществлении таких закупок); требования к закупаемым отдельным видам товаров, работ, услуг, в том числе к предельным ценам на них и (или) нормативным затратам на обеспечение функций заказчиков; проведение ведомственного контроля в сфере закупок в отношении подведомственных заказчиков.
Анализ системы планирования закупок товаров, выполнения работ, оказания услуг
27. В ходе анализа системы планирования объектом аудита (контроля) закупок товаров, работ, услуг осуществляются контрольные действия в отношении планов закупок, планов-графиков закупок, обоснования закупок. Контрольными мероприятиями устанавливается соответствие формирования, размещения и ведения объектами аудита (контроля) планов закупок и планов-графиков закупок законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
28. При проверке формирования плана закупок объектами аудита (контроля) осуществляется проверка обоснования выбора объекта закупки на соответствие целям осуществления закупок, требованиям к закупаемым отдельным видам товаров, работ, услуг и (или) нормативным затратам на обеспечение функций заказчиков, а также законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. При проверке формирования плана-графика закупок объектами аудита (контроля) осуществляется проверка обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным исполнителем (поставщиком, подрядчиком), и обоснованности выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя). В рамках контрольного мероприятия целесообразно оценить качество планирования закупок объектом аудита (контроля), в том числе путём анализа количества и объёма вносимых изменений в первоначально утверждённые план закупок и план-график закупок, а также равномерность распределения закупок в течение года.
29. В ходе контрольных действий устанавливается наличие нарушений, допущенных объектами аудита (контроля) при обосновании закупок в процессе формирования и утверждения ими планов закупок и планов-графиков закупок (в том числе нарушений установленных требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг и (или) нормативных затрат на обеспечение функций заказчиков)). Также устанавливается обоснованность планируемых закупок, соответствие порядка и формы обоснования закупки законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Проверка процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
30. В ходе проверки процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) подлежат осуществлению контрольные действия в отношении извещения об осуществлении закупки, документации о закупке, проверку законности проведения процедур закупок, подведения итогов закупки и подписания контракта.
31. Контрольными действиями устанавливают: соответствие участника закупки требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок; соблюдение требований к содержанию документации (извещения) о закупке, в том числе к обоснованию начальной (максимальной) цены контракта; соблюдение сроков и полноты размещения информации о закупке в единой информационной системе в сфере закупок, своевременное внесение соответствующих изменений в план-график и план закупок; соблюдение требований к порядку подведения итогов закупок и к размещению их результатов в единой информационной системе в сфере закупок, законности определения победителя; наличие жалоб участников закупок в органы контроля в сфере закупок; соблюдение порядка согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с контрольным органом в сфере закупок по итогам признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся (в случае, если необходимость такого согласования предусмотрена Федеральным законом № 44-ФЗ); наличие согласования применения закрытого способа определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с контрольным органом в сфере закупок; соблюдение сроков заключения контракта; соответствие подписанного контракта требованиям законодательства Российской Федерации и документации (извещения) о закупке; наличие обеспечения исполнения контракта; соответствие обеспечения исполнения контракта (банковской гарантии) требованиям Федерального закона № 44-ФЗ в случае, если обеспечением исполнения контракта является банковская гарантия; своевременность возврата участникам закупки денежных средств, внесённых в качестве обеспечения заявок.
32. При осуществлении анализа оценивают соблюдение объектом аудита (контроля) принципа обеспечения конкуренции в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» с подготовкой вывода о соответствии законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок определения поставщика (подрядчика, исполнителя), проведённого объектом аудита (контроля).
Проверка исполнения контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг
33. В ходе проверки исполнения контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются контрольные действия в отношении документации объекта аудита (контроля) по исполнению контрактов и в отношении полученных результатов закупки товара, работы, услуги.
34. Контрольными действиями устанавливают: своевременность размещения информации о контрактах в единой информационной системе в сфере закупок (в том числе в реестре контрактов); законность и обоснованность внесения изменений в контракт, своевременность размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о таких изменениях; законность и обоснованность расторжения контракта, своевременность размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о расторжении контракта; наличие заключения эксперта (или экспертной организации); законность и действенность способов обеспечения исполнения контракта; эффективность банковского сопровождения контракта (при неисполнении или ненадлежащем исполнении банком условий договора о банковском сопровождении); обоснованность применения (или неприменения) объектом аудита (контроля) мер ответственности и совершение иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; своевременность и полноту размещения отчёта об исполнении контракта в единой информационной системе в сфере закупок (за исключением случаев, когда размещение отчёта не предусмотрено Федеральным законом № 44-ФЗ); соответствие поставленного товара, выполненной работы (её результата) или оказанной услуги условиям контракта; отсутствие нарушений порядка оплаты товаров (работ, услуг) по контракту; своевременность, полноту и достоверность отражения в документах учёта поставленного товара, выполненной работы (её результата) или оказанной услуги; соответствие использования поставленного товара, выполненной работы (её результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
35. На основании проведённого анализа подготавливается вывод о соответствии результата закупки заключенному контракту на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг и законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Анализ эффективности расходов на закупки товаров, выполнение работ, оказание услуг
36. Анализ эффективности расходов на закупки товаров, работ, услуг осуществляется в рамках последующего контроля с применением показателей оценки эффективности.
37. При оценке эффективности расходов на закупки рекомендуется применять следующие количественные показатели (как в целом по объекту аудита (контроля) за отчётный период, так и по конкретной закупке): потенциальная экономия бюджетных и иных средств на стадии формирования и обоснования начальных (максимальных) цен контрактов (то есть разница между начальными (максимальными) ценами контрактов, указанными объектом аудита (контроля) в плане-графике закупок, и рыночными ценами на товары, работы, услуги, соответствующими требованиям статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ); экономия бюджетных и иных средств, полученная в процессе определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) (то есть снижение начальной (максимальной) цены контрактов относительно цены заключенных по итогам закупок контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг); экономия бюджетных и иных средств, полученная при исполнении контрактов, то есть снижение цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объёма работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта; дополнительная экономия бюджетных и иных средств, определяемая расчётом в качестве дополнительной выгоды, в том числе за счёт закупок инновационной и высокотехнологичной продукции, полученная за счёт дополнительных сервисных услуг, более высоких качественных характеристик и функциональных показателей продукции по сравнению с обычными, более низких последующих эксплуатационных расходов по сравнению с обычными, более длительного срока гарантийного обслуживания (определяется при наличии возможности).
38. В процессе анализа эффективности расходов на закупки оцениваются отдельные процессы и вся система закупок товаров, работ, услуг в целом, которая действует у объекта аудита (контроля), определяют степень её влияния на эффективность расходования бюджетных и иных средств, анализируют фактическое использование приобретённых товаров, работ, услуг объектом аудита (контроля). Определяются наличие, надежность и результативность функционирования ведомственного контроля в сфере закупок, его способность обеспечивать в должной мере достижение запланированных результатов использования бюджетных и иных средств.
39. Для вывода о неэффективности закупок должны быть получены доказательства того, что существует (существовала) возможность закупки идентичных или однородных товаров (работ, услуг) по меньшей цене либо закупки товаров (работ, услуг) с более высокими характеристиками по такой же или меньшей цене. При наличии доказательств неиспользования приобретённого имущества по прямому назначению в течение длительного времени (одного года) также может быть сделан вывод о неэффективности закупок. Кроме того может проводиться анализ условий транспортировки и хранения закупаемых товаров, результатов работ, услуг (в части обеспечения их сохранности, отсутствия излишних запасов), способов использования результатов закупок в деятельности заказчиков (в части влияния на достижение целей и результатов указанной деятельности, отсутствия избыточных потребительских свойств). Показатели экономии (снижения цены) и конкуренции (количества независимых участников) при осуществлении закупок, степени (доли) использования выделенных средств, результативности (достижения целей) закупок могут использоваться при оценке эффективности расходов на закупки.
Подведение итогов контрольного мероприятия
40. При подведении итогов контрольного мероприятия обобщаются результаты проведения аудита, подготавливается соответствующий акт о проведенном аудите, в том числе устанавливаются причины выявленных отклонений, нарушений и недостатков, подготавливаются предложения (рекомендации), направленные на их устранение.
41. Соответствующий акт о проведённом аудите должен содержать подробную информацию о выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации, целесообразности, обоснованности, своевременности, об эффективности и о результативности расходов на закупки товаров, работ, услуг. В случае, если в ходе аудита выявлены отклонения, нарушения и недостатки, а сделанные выводы указывают на возможность существенно повысить качество и результаты работы объектов аудита (контроля) в сфере закупок, необходимо подготовить соответствующие предложения, направленные на их устранение и на совершенствование деятельности объекта аудита (контроля) в сфере закупок. Типовая структура раздела акта о результатах проведённого контрольного мероприятия по аудиту в сфере закупок приведена в Приложении к Стандарту.
42. При проведении указанной в настоящей главе деятельности по вопросам, не урегулированным Стандартом, подлежит применению утверждённый Распоряжением Председателя Контрольно-счётной палаты Стандарт финансового контроля «Общие правила проведения контрольного мероприятия».
Глава 5. Экспертно-аналитическая деятельность в рамках аудита в сфере закупок
43. Проведение экспертно-аналитического мероприятия в рамках аудита в сфере закупок осуществляется методами анализа и мониторинга в форме оперативного анализа и последующего аудита, при этом: экспертно-аналитические мероприятия в форме оперативного анализа проводятся посредством анализа информации о закупках товаров, работ, услуг, размещаемой в единой информационной системе в сфере закупок; экспертно-аналитические мероприятия в форме последующего аудита проводятся путём обобщения результатов контрольных мероприятий в части проверок соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, систематизации выявленных отклонений, недостатков и нарушений.
44. Перечень анализируемых в ходе аудита в сфере закупок вопросов (изучаемых документов и материалов, проверяемых органов и организаций) определяется участниками группы соответствующего экспертно-аналитического мероприятия исходя из сроков проведения мероприятия, значимости и существенности ожидаемых выводов, содержания и особенностей деятельности объектов аудита и проводимых ими закупок, а также результатов ранее проведённых мероприятий (выявленных рисков, установленных нарушений и недостатков).
45. Экспертно-аналитическое мероприятие в рамках аудита в сфере закупок проводится как в отношении закупок отдельных групп товаров, работ и услуг объекта аудита (контроля), так и в целях мониторинга развития контрактной системы в сфере закупок и формирования обобщенной информации о результатах аудита в сфере закупок по итогам контрольных мероприятий, проводимых направлениями деятельности Контрольно-счётной палаты.
46. В рамках экспертно-аналитического мероприятия в отношении отдельных групп товаров, работ, услуг анализируют: законодательство Российской Федерации, регулирующее рынок отдельных групп товаров, работ и услуг, включая особенности осуществления закупок данных товаров, работ, услуг; объём и структуру закупок отдельных групп товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд, их эффективность в части достижения экономии по результатам осуществления закупок, уровень развития конкурентной среды при осуществлении анализируемых закупок товаров, работ, услуг; деятельность заказчиков, осуществляющих закупки отдельных групп товаров, работ и услуг, включая документы, составленные при осуществлении закупочной деятельности (приказы, протоколы, контракты, договоры, отчёты и др.); результаты контрольных мероприятий, в рамках которых рассматривались вопросы закупок отдельных групп товаров, работ, услуг (выявленные отклонения, недостатки и нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок).
47. В рамках экспертно-аналитического мероприятия в целях мониторинга развития контрактной системы в сфере закупок анализируют: законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок; общий объём и структуру закупок для обеспечения муниципальных нужд, эффективность закупок в части достижения экономии по результатам осуществления закупок, уровень развития конкурентной среды при осуществлении закупок; систему организации закупочной деятельности участников контрактной системы в сфере закупок; деятельность федеральных органов исполнительной власти по регулированию, мониторингу, контролю и информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок; функционирование единой информационной системы в сфере закупок; результаты контрольных мероприятий в части аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд (с учётом систематизации выявленных отклонений, недостатков и нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок).
48. Соответствующее заключение о результатах проведённого экспертно-аналитического мероприятия должно содержать предложения об устранении нарушений и недостатков, выявленных в результате проведения аудита в сфере закупок, и предложения, направленные на совершенствование контрактной системы. Типовая структура раздела заключения о результатах проведённого экспертно-аналитического мероприятия по аудиту в сфере закупок приведена в Приложении к Стандарту.
49. При проведении указанной в настоящей главе деятельности по вопросам, не урегулированным Стандартом, подлежит применению утверждённый Распоряжением Председателя Контрольно-счётной палаты Стандарт финансового контроля «Общие правила проведения экспертно-аналитического мероприятия».
Глава 6. Информационная деятельность в рамках аудита в сфере закупок
50. Информационная деятельность Контрольно-счётной палаты в рамках аудита в сфере закупок осуществляется в соответствии со статьей 98 Федерального закона № 44-ФЗ.
51. В случаях установления по результатам аудита (контроля) закупок нарушений и недостатков, следствием которых является несовершенство или отсутствие соответствующих нормативных актов по регулированию отношений в сфере закупок, необходимо сформулировать и обосновать предложения о совершенствовании контрактной системы в сфере закупок для их направления в адрес соответствующих органов местного самоуправления муниципального образования «город Ульяновска», муниципальных органов, их должностных лиц.
52. Контрольно-счётная палата обобщает результаты осуществления деятельности по аудиту в сфере закупок, в том числе устанавливает причины выявленных отклонений, нарушений и недостатков, подготавливает предложения, направленные на их устранение и на совершенствование контрактной системы в сфере закупок, систематизирует информацию о реализации указанных предложений и размещает в единой информационной системе в сфере закупок обобщенную информацию о таких результатах. Для размещения в единой информационной системе обобщается информация из соответствующих актов о результатах проведённого контрольного мероприятия и (или) заключений о результатах проведённого экспертно-аналитического мероприятия, предметом (одним из предметов) которых являлись закупки товаров, работ, услуг за определённый период (не реже, чем ежегодно).
Глава 7. Контроль за реализацией результатов аудита в сфере закупок
53. Процесс контроля за реализацией результатов аудита в сфере закупок представляет собой обеспечение эффективной реализации предложений Контрольно-счётной палаты об устранении нарушений и недостатков, выявленных в результате проведения контрольного или экспертно-аналитического мероприятия, а также необходимое информационное взаимодействие с объектами аудита (контроля) при планировании будущих контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
______________________________________ |