|
Заключение на годовой отчёт об исполнении бюджета муниципального образования "город Ульяновск" за 2023 годЗАКЛЮЧЕНИЕ О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЁННОГО ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКОГО МЕРОПРИЯТИЯ по внешней проверке годового отчёта об исполнении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» за 2023 год. Выводы 1. В соответствии со ст. 264.4 Бюджетного кодекса РФ, п.6.6. и п.6.9. положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании «город Ульяновск» Отчёт об исполнении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» за 2023 год (далее – Отчет, Отчёт об исполнении бюджета) представлен в утверждённые сроки, со всеми предусмотренными документами и материалами. Решением о бюджете в первоначальной редакции утверждены следующие основные характеристики бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2023 год: -общий объём доходов бюджета города в сумме 19 205 356,81 тыс. руб., в том числе безвозмездные поступления из областного бюджета в сумме 12 081 324,56 тыс. руб.; -общий объём расходов бюджета в сумме 19 705 356,81 тыс. руб.; -дефицит бюджета в сумме 500 000,0 тыс. руб. или 7,0% объёма доходов без учёта утверждённого объёма безвозмездных поступлений. С учётом всех изменений в решение о бюджете уточнённые основные характеристики бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2023 год следующие: -общий объём доходов бюджета города в сумме 20 444 184,09 тыс. руб., в том числе безвозмездные поступления из областного бюджета в сумме 12 488 677,23 тыс. руб.; -общий объём расходов бюджета в сумме 21 151 591,99 тыс. руб.; -дефицит бюджета в сумме 707 407,90 тыс. руб. или 8,9% объёма доходов бюджета, без учёта утверждённого объёма безвозмездных поступлений.
2.В результате всех внесённых изменений в решение о бюджете доходная часть бюджета увеличилась на 1 238 827,28 тыс. руб. или 6,5%, от суммы, предусмотренной решением о бюджете. Увеличение относительно первоначальной редакции решения о бюджете произошло за счёт увеличения плановых назначений как по налоговым и неналоговым доходам, так и по безвозмездным поступлениям, а именно: - по налоговым и неналоговым доходам на 831 474,62 тыс. руб. или на 11,7%; - по безвозмездным поступлениям увеличена на 407 352,66 тыс. руб. или на 3,4%. В соответствии с Отчётом бюджет муниципального образования «город Ульяновск» по доходам за 2023 год, при утверждённых бюджетных назначениях в сумме 20 398 442,40 тыс. руб., исполнен в общей сумме 20 014 538,21 тыс. руб. или 98,1%, в том числе: -по налоговым и неналоговым доходам, при утверждённых назначениях в сумме 7 955 506,87 тыс. руб. исполнение составило 8 152 022,34 тыс. руб. или 102,5%; -по безвозмездным поступлениям, при утверждённых назначениях в сумме 12 442 935,53 тыс. руб. исполнение составило 11 862 515,88 тыс. руб. или 95,3%. 2.1.Анализ поступлений доходов в бюджет за период с 2012 по 2023 годы показал, что в 2023 году был получен наибольший объём доходов в сумме 20 014 538,21 тыс. руб., наименьший в сумме 7 511 824,1 тыс. руб. в 2012 году, также, в 2023 году сложился наибольший объём налоговых и неналоговых поступлений в сумме 8 152 022,34 тыс. руб., наименьший объём в сумме 4 573 943,6 тыс. руб. отмечен в 2016 году. На протяжении указанного периода (2012-2023 годы) менялась структура доходов бюджета в общем объёме поступления доходов, а именно: - доля безвозмездных поступлений в 2012 году составляла 33% от общего дохода бюджета города, а в 2023 году она увеличилась до 59,3%, при этом наибольший объём за указанный период отмечен в 2021 году (61,4%); - доля налоговых доходов в 2012 году составляла 55% от общего дохода бюджета города (наибольший объём за указанный период), в 2023 году налоговые доходы составили 37,1% дохода бюджета города; - доля неналоговых доходов в 2012 году составляла 12% от общего дохода бюджета города, а в 2023 году она уменьшилась до 3,6% (наименьший объем за указанный период). Наибольший объём в общем доходе бюджета города неналоговых доходов был получен в 2014 году и составлял 13,7% от общего дохода бюджета города. 2.2.В соответствии с Отчётом исполнение по налоговым доходам в 2023 году составило 7 429 243,77 тыс. руб. или 91,1% от общей суммы налоговых и неналоговых поступлений в бюджет (8 152 022,34 тыс. руб.), 37,1% от общей суммы доходов, поступивших в бюджет (20 014 538,21 тыс. руб.). 2.3. При проверке исполнения назначений уточнённого плана 2023 года установлено, что бюджетные назначения по 11 показателям налоговых доходов: -исполнены по 4 показателям, процент перевыполнения назначений составил от 3,5% (налог на доходы физических лиц) до 43,8% (налог на добычу полезных ископаемых); -не исполнены по 5 показателям, процент недовыполнения назначений составил от 3,3% (налог, взимаемый в связи с применением упрощённой системы налогообложения) до 97,0% (единый сельскохозяйственный налог); -по 2 показателям (задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам, единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности) при отсутствии плановых назначений поступления отражены в сумме 6,71 тыс. руб. и (-) 1 312,01 тыс. руб. соответственно. При анализе данных Отчётов за 2022 и 2023 годы установлено, что в 2023 году поступление налоговых доходов в бюджет города увеличилось на 732 838,43 тыс. руб. (2022 – 6 696 405,33 тыс. руб.) или на 10,9%. 2.4. В соответствии с Отчётом исполнение по неналоговым доходам в 2023 году составило 722 778,57 тыс. руб., или 8,9% от общей суммы налоговых и неналоговых поступлений в бюджет (8 152 022,34 тыс. руб.), 3,6% от общей суммы доходов, поступивших в бюджет (20 014 538,21 тыс. руб.). При анализе данных Отчётов за 2022 и 2023 годы установлено, что в 2023 году поступление неналоговых доходов снизилось на 8 477,52 тыс. руб. или на 1,2%, в основном, за счет уменьшения поступлений по доходам от продажи материальных и нематериальных активов. При проверке исполнения назначений уточнённого плана 2023 года по неналоговым доходам установлено, что в 2023 году в полном объёме бюджетные назначения исполнены по всем показателям, с перевыполнением плана от 6,1% (прочие неналоговые доходы), до более чем в 6,7 раз (доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства). 2.4.1.В 2023 году наибольший объём поступлений по неналоговым доходам сложился по Управлению муниципальной собственностью администрации города Ульяновска в сумме 257 968,27 тыс. руб. При сравнении поступлений неналоговых доходов в 2022, 2023 году по 12 ГлАДБ установлено, как снижение поступлений неналоговых доходов (4 ГлАДБ), так и увеличение поступлений (8 ГлАДБ). 2.4.2.В ходе анализа бюджетной отчётности за 2023 год (доходы) установлено: 1)дебиторская задолженность по доходам в бюджет на 01.01.2024 отражена в отчетности 4 ГлАДБ и составила 873 258,48 тыс. руб. (в том числе просроченная в сумме 151 778,28 тыс. руб. по 2 ГлАДБ); 2)в отчетный период сумма дебиторской задолженности увеличилась на 460 263,26 тыс. руб. или на 111,4%; 3)объём просроченной дебиторской задолженности, числящейся в 2023 году у 2 ГлАДБ (Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска, администрация города Ульяновска), увеличился на 1 264,60 тыс. руб. или на 0,8%, за счет увеличения задолженности у Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска. В нарушение Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (утверждена Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н, далее - Инструкция №191н), (п.159.8), Управлением муниципальной собственностью администрации города Ульяновска в составе Пояснительной записки (ф. 0503160) бюджетной отчетности Таблица №15 «Причины увеличения просроченной задолженности» не представлена. 2.5.В соответствии с решением о бюджете (п.8) лимит выпадающих доходов, в связи с предоставлением муниципального имущества в безвозмездное пользование на 2023 год утверждён в сумме 33 990,6 тыс. руб., что ниже лимита, установленного в 2022 году (35 268,0 тыс. руб.) на 1 277,4 тыс. руб. Фактически, согласно Отчёту Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска «Об исполнении полномочий по решению вопросов местного значения за 2023 год» сумма выпадающих доходов от передачи муниципального имущества в безвозмездное пользование (за исключением земельных участков) в 2023 году составила 33 278,0 тыс. руб., что: -на 712,6 тыс. руб. (на 2,1%) меньше суммы утверждённой решением о бюджете; -на 1 422,4 тыс. руб. (на 4,5%) больше, чем в 2022 году (фактическая сумма выпадающих доходов составляла 31 855,6 тыс. руб.). Возможная сумма доходов от сдачи в аренду имущества, с учетом суммы выпадающих доходов, могла составить 82 178,8 тыс. руб. (в том числе сумма выпадающих доходов 33 278,0 тыс. руб. (40,5%)). В 2022 году доля выпадающих доходов в возможной сумме доходов от сдачи в аренду имущества (с учетом выпадающих доходов) составляла 38,3%. 2.6.Программа приватизации муниципального имущества муниципального образования «город Ульяновск» на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов (далее – Программа приватизации) утверждена решением Ульяновской Городской Думы от 28.09.2022 №104. В течение 2023 года Программа приватизации неоднократно изменялась в части перечня муниципального имущества, подлежащего приватизации: количество включенных в перечень объектов увеличилось в 2023 году с 10 ед. (первоначальная редакции) до 139 ед. (редакция от 25.10.2023). С учётом внесения изменений Программой приватизации в 2023 году предусмотрена приватизация 62 объектов (Приложение 1 к Программе), в том числе: -61 объекта нежилых помещений и зданий (свободных и с обременением) общей площадью 20 031,24 кв. м.; -1 объект газораспределительных сетей протяженностью 49,0 м. Также, в перечень муниципального имущества, подлежащего приватизации в 2023 году включено 77 объектов, неприватизированных в 2022 году, а именно: -41 объект нежилых помещений и зданий (свободных и с обременением) общей площадью 27 470,89 кв. м.; -33 объекта газораспределительных сетей, общей протяжённостью 20 398,0 м.; -3 муниципальных унитарных предприятия. Отчёт о выполнении Программы приватизации муниципального имущества муниципального образования «город Ульяновск» на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов направлен в Контрольно-счётную палату муниципального образования «город Ульяновск» письмами Ульяновской Городской Думы от 25.03.2024 исх. №73-ПОМСУ-24.01/514, Управлением муниципальной собственностью от 05.03.2024 исх. №73-ИОМСУ-24.017/777 (далее – Отчёт о приватизации). По данным Отчёта о приватизации: 1)За 2023 год приватизировано 37 объектов недвижимости, что составляет 2,2% от общего количества объектов, предусмотренных перечнем Программы на 2023 год (139). 2)По результатам приватизации нежилых помещений и зданий заключено: -17 договоров купли-продажи по итогам открытых торгов на общую сумму 46 110,91 тыс. руб.; -20 договоров купли-продажи с субъектами малого и среднего предпринимательства с предоставлением преимущественного права приобретения арендуемого имущества на общую сумму 164 208,98 тыс. руб. 3)Согласно текстовой части Отчёта о приватизации «всего в 2023 году приватизировано 37 объектов муниципального имущества на общую сумму 133,02 млн руб., в том числе: - 17 объектов недвижимости по итогам открытых торгов на сумму 59,89 млн руб.; - 20 объектов недвижимости на сумму 73,13 млн руб. по итогам купли-продажи с субъектами малого и среднего предпринимательства с предоставлением преимущественного права приобретения арендуемого имущества, 3 из которых на сумму 9,93 млн руб., объекты, включенные в Программу приватизации 2022 года, подлежащие приватизации в 2023 году». 4) В соответствии с Перечнем объектов (приложение к Отчёту о приватизации) приватизировано 37 объектов на общую сумму 124 707,68 тыс. руб., в том числе: - 17 объектов недвижимости по итогам открытых торгов на сумму 63 198,51 тыс. руб.; - 20 объектов недвижимости на сумму 61 509,17 тыс. руб. по итогам купли-продажи с субъектами малого и среднего предпринимательства с предоставлением преимущественного права приобретения арендуемого имущества (указанный перечень не содержит 3 объекта на сумму 9,93 млн. руб., см. п.3)). Учитывая вышеуказанные несоответствия (пп. 2)-4) настоящего пункта), требования Положения о приватизации (п. 3.11), согласно которому Отчёты администрации города Ульяновска о результатах приватизации муниципального имущества должны содержать, в том числе, перечень приватизированного муниципального имущества с указанием способа, срока приватизации и цены сделки купли-продажи муниципального имущества подтвердить данные, отраженные в Отчёте о приватизации, не представляется возможным. По данным Отчёта об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета за 2022 год (код формы по ОКУД 0503127) Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска сумма доходов от реализации иного имущества, находящегося в собственности городских округов (за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных), в части реализации основных средств по указанному имуществу составила 140 197,67 тыс. руб. или 121,9% от уточнённых бюджетных назначений в сумме 115 000,0 тыс. руб. (код дохода 1 14 02043 04 0000 410). 2.7.В соответствии с Отчётом исполнение по безвозмездным поступлениям в 2023 году составило 11 862 515,88 тыс. руб., или 59,3% из общей суммы доходов, поступивших в бюджет (20 014 538,21 тыс. руб.), что на 1 558 376,67 тыс. руб. или на 15,1% больше, чем в 2022 году (10 304 139,21 тыс. руб.). При проверке исполнения назначений уточнённого плана 2023 года установлено, что: ¾ не исполнены в полном объёме бюджетные назначения по 2 видам безвозмездных поступлений: -иные межбюджетные трансферты, при утверждённых бюджетных назначениях в сумме 1 973 042,57 тыс. руб., исполнено 1 971 491,79 тыс. руб. или 99,9%. ¾ исполнены в полном объёме бюджетные назначения по 2 показателям: -субвенции бюджетам бюджетной системы Российской Федерации и муниципальных образований в сумме 6 256 640,02 тыс. руб. (исполнены на 100,0%), -дотации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации в сумме 297 490,05 тыс. руб. (исполнены на 100,0%).
3.Первоначальным решением о бюджете общий объём расходов бюджета утверждён в сумме 19 705 356,81 тыс. руб. С учётом всех изменений в решение о бюджете общий объём расходов бюджета составил 21 151 591,99 тыс. руб., что на 1 446 235,18 тыс. руб. или на 7,3% больше первоначальных ассигнований. Согласно данным сводной бюджетной росписи общий объём расходов бюджета составил 21 105 850,29 тыс. руб., что меньше на 45 741,7 тыс. руб. показателя расходов, утверждённого решением о бюджете. Изменение бюджетных ассигнований сводной бюджетной росписи осуществлялось в соответствии со статьёй 217 Бюджетного кодекса РФ. Суммы уточнённых бюджетных ассигнований, указанные в Отчёте об исполнении бюджета, в бюджетной отчётности администраторов, главных распорядителей бюджетных средств соответствуют данным сводной бюджетной росписи на конец 2023 года, исполнение исчисляется от показателей сводной бюджетной росписи. Исполнение бюджета города в 2023 году по расходам при уточнённых бюджетных ассигнованиях в сумме 21 105 850,29 тыс. руб. сложилось в размере 20 071 396,97 тыс. руб. или 95,1%. По сравнению с показателями 2022 года исполнение расходов бюджета в 2023 году увеличилось на 2 130 503,69 тыс. руб. или на 11,9% (в 2022 году при уточнённых бюджетных ассигнованиях в сумме 18 255 640,40 тыс. руб. исполнение по расходам сложилось в размере 17 940 893,29 тыс. руб. или 98,3%). 3.1. Исполнение расходов в соответствии с ведомственной структурой решения о бюджете на 2023 год осуществляли 13 главных распорядителей средств бюджета города. Информация о количестве подведомственных участников бюджетного процесса, учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий и публично-правовых образований за 2023 год в Пояснительной записке к годовому отчёту об исполнении консолидированного бюджета не отражена. Согласно п.217 Инструкции №191н в текстовой части Пояснительной записки к годовому отчёту отражается иная информация, существенно характеризующая исполнение консолидированного бюджета, не отраженная в приложениях, включаемых в Пояснительную записку. В соответствии с отчётом за 2023 год об исполнении полномочий, возложенных на Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска по решению вопросов местного значения, по состоянию на 01.01.2024 в реестре муниципального имущества числится 255 муниципальных учреждений и 9 муниципальных предприятий.
4.На реализацию мероприятий в рамках муниципальных программ и ведомственных целевых программ было направлено ассигнований в общей сумме 18 581 652,03 тыс. руб. или 88,0% от уточнённого плана года. Доля программных расходов (17 902 449,88 тыс.руб.) от общего объёма расходов бюджета города (20 071 396,97 тыс.руб.) составила 89,2 %, доля внепрограммных расходов составила 10,8%. Согласно п.9 решения о бюджете объём бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств на 2023 год составил 132 073,8 тыс. руб. В соответствии с информацией, представленной Финансовым управлением администрации города Ульяновска, сумма уточнённых ассигнований, предусмотренных на исполнение публичных нормативных обязательств в 2023 году составила 132 385,8 тыс.руб., что на 312,0 тыс. руб. больше суммы, указанной в решении о бюджете. Указанная сумма отклонений образовалась за счёт средств резервного фонда администрации города Ульяновска, направленных на изготовление и установку надгробных памятников Почётным гражданам города. Исполнение публичных нормативных обязательств в 2023 году составило 132 097,4 тыс. руб. или 99,8% от суммы уточнённых ассигнований.
5.По трём разделам классификации расходов бюджета из одиннадцати исполнение за 2023 год составило менее 95% от утверждённых бюджетных ассигнований, в том числе: - «Общегосударственные вопросы» - при уточнённых плановых назначениях в сумме 1 477 252,73 тыс. руб. исполнено 1 129 082,73 тыс. руб. или 76,4%; - «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» - при уточнённых плановых назначениях в сумме 96 872,2 тыс. руб. исполнено 89 779,96 тыс. руб. или 92,7%; - «Жилищно-коммунальное хозяйство» - при уточнённых плановых назначениях в сумме 2 464 081,59 тыс. руб. исполнено 2 289 898,9 тыс. руб. или 92,9%. Наибольшую долю расходов бюджета в разрезе разделов составляют расходы на следующие разделы: «Образование» - 47,1%, «Национальная экономика» - 23,1%, «Жилищно – коммунальное хозяйство» – 11,4%, «Общегосударственные вопросы» - 5,6%, «Социальная политика» - 4,4%.
6.Решением о бюджете на 2023 год планировался дефицит в размере 500 000,0 тыс. руб. (7,0% объёма доходов без учёта утверждённого объёма безвозмездных поступлений), который в дальнейшем увеличивался, и в соответствии с Решение о бюджете с учётом изменений утвержден в объёме 707 407,9 тыс. руб. (8,9% объёма доходов без учёта утверждённого объёма безвозмездных поступлений) и не превышает ограничений, установленных п.3 ст. 92.1 Бюджетного кодекса РФ. Плановый показатель дефицита местного бюджета в 2023 году превысил первоначально утвержденные бюджетные назначения на 41,5 %. Согласно Отчёту бюджет города исполнен с дефицитом в объёме 56 858,8 тыс. руб. или 0,7% исходя из показателя исполнения доходов без учёта безвозмездных поступлений.
7.Исполнение местного бюджета по источникам финансирования дефицита в 2023 году составило 56 858,8 тыс. руб., в том числе: кредиты кредитных организаций в валюте РФ 163 960,0 тыс. руб.; бюджетные кредиты из других бюджетов бюджетной системы РФ (-) 163 960,0 тыс. руб.; изменение остатков средств на счетах по учёту средств бюджета 56 858,8 тыс. руб. В 2023 году администрацией города Ульяновска было заключено 5 муниципальных контракта на оказание услуг по предоставлению кредита (открытие возобновляемой кредитной линии) в размере 1 012 343,6 тыс. руб. на общую сумму 110 361,4 тыс. руб. (процент за пользование кредитом) и 3 муниципальных контракта со сроками начала исполнения в 2024 году на оказание услуг по предоставлению кредита (открытие невозобновляемой кредитной линии) в размере 745 715,0 тыс. руб. Экономия бюджетных средств по результатам проведения аукционов составила 2 864,7 тыс. руб. (процент за пользование кредитом).
8.Привлечение и погашение заемных средств составило 2 509 706,2 тыс. руб., в том числе: привлечение и погашение кредитов кредитных организаций в валюте РФ в сумме 2 212 343,6 тыс. руб. и 2 048 383,6 тыс. руб. (88,1% и 100% от планируемого привлечения и погашения); привлечение и погашение бюджетных кредитов от других бюджетов бюджетной системы РФ в сумме 297 362,6 тыс. руб. и 461 322,6 тыс. руб. (100% от планируемого привлечения и погашения).
9.Плановые и фактические показатели объёма привлечения средств в бюджет муниципального образования «город Ульяновск» в сопоставлении с плановыми и фактическими показателями объёма средств, направляемых на финансирование дефицита бюджета и погашение долговых обязательств в 2023 году составили 87,3 % и 97,8% соответственно.
10.Решением о бюджете с учётом изменений установлен верхний предел муниципального внутреннего долга муниципального образования «город Ульяновск» по состоянию на 01.01.2024 в размере 4 070 598,6 тыс. руб., что на 200 000,0 тыс. руб. или 4,7% ниже верхнего предела муниципального внутреннего долга, установленного Решением о бюджете. Муниципальные гарантии в соответствии с Решением о бюджете и Решением о бюджете с учётом изменений в 2023 году не предоставлялись. 10.1 Плановые и фактические показатели объёма муниципального долга от объёма доходов бюджета города без учёта безвозмездных поступлений в 2023 году составили 51,7 % и 46,3 % соответственно. 10.2.Муниципальный долг муниципального образования «город Ульяновск» по итогам исполнения бюджета за 2023 год остался на прежнем уровне и по состоянию на 01.01.2024 составил 3 770 598,6 тыс. руб., в том числе: по бюджетному кредиту 655 840,0 тыс. руб. или 17,4% объёма муниципального долга на начало 2024 года. Муниципальный долг по кредитам, привлекаемым от кредитных организаций, в 2023 году увеличился со 78,3% до 82,6% от общего объёма муниципального долга. Наибольший объем задолженности по банковским кредитам приходится на кредиты, предоставленные ПАО «Сбербанк России», доля которых в общем объеме задолженности по банковским кредитам составляла 46,6%. 10.3.Рекомендация Ульяновской Городской Думы по решению первоочередной задачи по принятию эффективных мер по сокращению муниципального долга, предусмотренная подп.19 п.3 постановления Ульяновской Городской Думы от 26.04.2023 №30 «О рассмотрении отчёта Первого заместителя Главы города Ульяновска о проведённой работе в 2022 году по курируемым направлениям и задачах на 2023 год» по итогам 2023 года не выполнена. 10.4.По состоянию на 01.01.2024 по муниципальным долговым обязательствам, без учёта новых заимствований, в 2024 года необходимо будет погасить 41,3 %, в 2025 году - 30,9 % (в июле 2025 - 63,3% объёма обязательств со сроком погашения в 2025 году), в 2026 году - 23,9 % (в апреле 2026 - 81,4% объёма обязательств со сроком погашения в 2026 году). 10.5.Предельный объём расходов на обслуживание муниципального долга на 2023 год утверждён Решением о бюджете с учётом изменений в размере 212 653,8 тыс. руб. и снизился на 26 831,2 тыс. руб. или 11,2%, по сравнению с Решением о бюджете. По данным Отчёта фактическое исполнение расходов на обслуживание муниципального долга составило 205 848,6 тыс. руб., или 96,8% от уточнённого плана, что не превышает 15 % объёма расходов, за исключением расходов, осуществляемых за счет субвенций в размере 2 072 321,4 тыс. руб. Доля расходов на обслуживание рыночных заимствований, в общем объёме расходов на обслуживание муниципального долга в 2023 году составила 99,5%. Фактическая доля расходов на обслуживание муниципального долга в общем объёме расходов бюджета города, за исключением расходов, осуществляемых за счет субвенций, составила 1,5 %, при этом указанные расходы превышают общий объём бюджетных ассигнований, направленных в 2023 году на национальную безопасность и правоохранительную деятельность (89 779,9 тыс. руб.).
11.В 2023 году расходы на обслуживание муниципального долга осуществлялись в рамках реализации мероприятия «Процентные платежи по муниципальному долгу», основного мероприятия «Совершенствование долговой политики» Муниципальной программы. В нарушение подп. ж, подп.2, п. 3.2 порядка принятия решения о разработке, формировании, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования «город Ульяновск», утвержденного постановлением администрации города Ульяновска от 29.07.2016 №2154, согласно которому целевые индикаторы должны учитывать федеральные и региональные показатели, регламентирующие оценку деятельности муниципальных образований, отражать специфику развития конкретной области, проблем и основных задач, на решение которых направлена реализация муниципальной программы, быть количественно заданными (измеряемыми по данным государственного статистического наблюдения или рассчитываемыми по утвержденным методикам), Муниципальная программа не содержит целевых индикаторов для поставленных задач: «Оптимизация структуры и снижение объема расходов на обслуживание муниципального долга»; «Планирование осуществления муниципальных заимствований на основе анализа исполнения кассового плана, в том числе исполнения плана поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета города, обеспечение тесной взаимосвязи принятия решения об осуществлении заимствований с реальными потребностями бюджета города в привлечении заёмных средств и оптимизацией использования средств бюджета города». Аналогичная информация (отсутствие целевых индикаторов для решения поставленных задач в Муниципальной программе) содержалась в заключении о результатах проведённого экспертно-аналитического мероприятия по внешней проверке годового отчёта об исполнении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» за 2018-2022 годы.
12.В 2023 году допускались случаи привлечения кредитных средств на основании заключенных муниципальных контрактов от 13.09.2021 №03683000001210009050001 с ПАО «Совкомбанк» под 8,6% годовых, от 18.04.2023 №03683000001230004020001 с ПАО Сбербанк под 9,5% годовых, то есть в те периоды, когда ключевая ставка ЦБ РФ увеличенная на 1% годовых составляла 8,5%, что является нарушением подп. «в» п.3.2 Соглашения от 30.06.2022 №3-С. Общая сумма завышения выплат процентных платежей, обусловленная привлечением кредитных средств, по процентным ставкам, превышающим ключевую ставку ЦБ РФ увеличенную на 1% годовых в 2023 году расчетно составила 113,9 тыс. руб.
13.Решением о бюджете с учётом изменений объём бюджетных ассигнований дорожного фонда муниципального образования «город Ульяновск» на 2023 год утверждён в сумме 3 426 678,1 тыс. руб. (в Решении о бюджете – 2 501 318,6 тыс. руб.). Поступление бюджетных ассигнований в дорожный фонд осуществлялось по 4 источникам формирования дорожного фонда из 8, определённых Порядком от 31.10.2012 №167. 13.1.В 2023 году фактически поступило доходов, формирующих дорожный фонд, в сумме 3 397 504,3 тыс. руб., что меньше уточнённого прогноза на 29 173,8 тыс. руб. Поступление межбюджетных трансфертов составило 98,1% от общего объема поступлений средств по источникам формирования дорожного фонда (доля в уточненном прогнозе доходов составила 98,4%), акцизов на нефтепродукты – 1,8%. 13.2. Кассовое исполнение расходов дорожного фонда в 2023 году составило 3 389 540,2 тыс. руб. или 98,9% от объема бюджетных ассигнований дорожного фонда. В соответствии с п.3.1, 3.1.1 Порядка от 31.10.2012 №167 распределение бюджетных ассигнований дорожного фонда осуществлялось по 3 направлениям расходов из 8 предусмотренных. Расходы на финансовое обеспечение дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог исполнены в сумме 3 093 697,1 тыс. руб. или 98,8% от предусмотренных бюджетные ассигнования в размере 3 130 835,0 тыс. руб. Их доля в общем объёме расходов дорожного фонда в 2023 году составила 91,3%. 13.3.Пунктом 3.2 Порядка от 31.10.2012 №167 установлено, что утверждение перечня работ, сроков представления отчетности и иных вопросов использования бюджетных ассигнований дорожного фонда, неурегулированных настоящим Порядком, производится постановлением администрации города Ульяновска. По состоянию на 04.04.2024 постановление, предусмотренное п. 3.2. Порядка не представлено.
14.Пунктом 13 решения о бюджете установлено, что расходы на предоставление субсидий и бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности производятся в соответствии с адресной инвестиционной программой муниципального образования «город Ульяновск» и порядком осуществления капитальных вложений в объекты муниципальной собственности муниципального образования «город Ульяновск», утверждаемыми муниципальными правовыми актами администрации города Ульяновска. Порядок формирования и реализации адресной инвестиционной программы муниципального образования «город Ульяновск» (далее – АИП) в 2023 году регулировался постановлением администрации города Ульяновска от 30.05.2022 №749 «Об утверждении Положения о порядке формирования и реализации адресной инвестиционной программы муниципального образования «город Ульяновск» (далее – Положение от 30.05.2022 №749). Формирование АИП осуществляется управлением инвестиций и планирования администрации города Ульяновска (далее – Управление инвестиций). Письмом Главы города Ульяновска от 14.03.2024 представлена Адресная инвестиционная программа муниципального образования «город Ульяновск» на 2023 и на плановый период 2024 и 2025 годов в шести редакциях: от 14.02.2023 №73-24/1237вн, от 22.08.2023 №73-24/7420вн, от 03.10.2023 №73-24/8865вн, от 30.10.2023 №73-24/9747вн, от 28.12.2023 №73-24/11871вн, от 29.12.2023 №73-24/11893вн (на всех редакциях присутствует гриф утверждения Главой города Ульяновска или временно исполняющим обязанности Главы города Ульяновска). В нарушение п.13 решения о бюджете адресная инвестиционная программа муниципального образования «город Ульяновск» на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов муниципальным правовым актом администрации города Ульяновска не утверждена. В ходе анализа представленных редакций АИП и Положения выявлены следующие замечания: форма АИП (Приложении 1 к Положению от 30.05.2022 №749) не содержит гриф утверждения и дату утверждения; срок утверждения АИП Главой города (с момента направления проекта АИП, п.2.15) Положением от 30.05.2022 №749 не предусмотрен; не представляется возможным сопоставить сроки направления Управлением инвестиций проекта АИП на утверждение Главе города Ульяновска на соответствие п.2.15 и п.2.19 Положения от 30.05.2022 №749 и соответствие утвержденной АИП - проекту АИП; периоды действия редакций не регламентированы (в соответствии с п. 1.4. Положения от 30.05.2022 №749 АИП действует с 1 января по 31 декабря финансового года, в котором она утверждена); размещение АИП (информации об АИП) на официальном сайте администрации (в иных источниках) не предусмотрено. 14.1.Первоначальная редакция АИП на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов утверждена временно исполняющим обязанности Главы города Ульяновска от 14.02.2023 №73-24/1237вн (далее – АИП от 14.02.2023) и включает в себя только программную часть. Бюджетные ассигнования в АИП от 14.02.2023 распределены между 3 ГРБС в рамках 5 муниципальных программ по 8 объектам инвестпроектов, общий объём бюджетных ассигнований составил 1 745 407,98 тыс.руб., в т.ч.: в 2023 году – 1 737 882,98 тыс. руб., в 2024 году – 3 612,0 тыс.руб., в 2025 году – 3 913,0 тыс.руб. Последняя редакция АИП на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов утверждена Главой города Ульяновска от 29.12.2023 №73-24/11893вн (далее – АИП от 29.12.2023), которая включает в себя 18 объектов инвестпроектов с общим объёмом бюджетных ассигнований в размере 7 017 549,6 тыс.руб., в т.ч.: в 2023 году – 3 338 907,63 тыс. руб., в 2024 году – 3 254 210,07 тыс.руб., в 2025 году – 424 431,9 тыс.руб. (ассигнования распределены между 2 ГРБС в рамках 5 муниципальных программ). Сравнительный анализ редакций АИП от 14.02.2023 и АИП от 29.12.2023 показывает увеличение общего объёма бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию АИП, на 5 272 141,63 тыс.руб., в т.ч.: на 2023 год - на 1 601 024,65 тыс.руб. или на 92,0%, на 2024 год - на 3 250 598,08 тыс.руб. или в 900 раз, на 2025 год – на 420 518,9 тыс.руб. или в 108,5 раз. 14.2.Первоначальная редакция АИП от 14.02.2023 отличается от проекта АИП на 2023 год (представленного одновременно с проектом бюджета на 2023 год и плановый период). Анализ проекта АИП осуществлён Контрольно-счётной палатой в рамках проведения экспертно-аналитического мероприятия по вопросу экспертизы и подготовки заключения на проект решения Ульяновской Городской Думы «Об утверждении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов». В редакции АИП от 14.02.2023 утверждено меньшее количество объектов, чем было предусмотрено проектом АИП (меньше на 9 объектов, на 4 416 133,4 тыс.руб.). В нарушение п.2.3 Положения от 30.05.2022 №749 в первоначальной редакции АИП от 14.02.2023 Управлением инвестиций не были предусмотрены 3 объекта инвестпроектов, строительство по которым не было завершено в 2022 году: «Детский сад на 160 мест по адресу: г.Ульяновск, Засвияжский район, севернее жилого дома по ул. Шигаева, д.19»; «Строительство автодорожного моста через р.Свиягу в створе ул.Шевченко и ул.Смычки в г.Ульяновск»; «Строительство автомобильной дороги по ул.Юго-Западной от ул.154 стрелковой дивизии до п-та Олимпийского». Контракты по данным объектам были заключены в период с 2021 по 2022 годы, со сроками исполнения в 2023-2025 годах. Вышеназванные объекты были включены Управлением инвестиций только в АИП с 22.08.2023 №73-24/7420вн с общей суммой ассигнований в размере 352 767,93 тыс.руб. 14.3.В нарушение п.2.11. Положения от 30.05.2022 №749 три объекта капитальных вложений включены в АИП при отсутствии указания их юридических наименований, что не позволяет соотнести указанные объекты инвестпроектов с официальным реестром наименований улиц, переулков и площадей муниципального образования «город Ульяновск»: «Приобретение в муниципальную собственность муниципального образования «город Ульяновск» помещения для размещения участкового пункта полиции в Заволжском районе города Ульяновска»; «Приобретение в муниципальную собственность муниципального образования «город Ульяновск» помещения для размещения участкового пункта полиции в Засвияжском районе города Ульяновска»; «Разработка проекта на пешеходный переход на пляж (РЖД)». 14.4.Сравнительный анализ бюджетных ассигнований, указанных в последней редакции АИП от 29.12.2023 и в решении о бюджете (в Отчёте об исполнении бюджета), показывает несоответствие сумм ассигнований по отдельным объектам инвестпроектов: «Строительство автодорожного моста через р.Свиягу в створе ул. Шевченко и ул. Смычки в г.Ульяновске»; «Реконструкция моста по ул. Минаева с подходами» (отклонение ассигнований составило (+) 8 204,77 тыс. руб.). Вышеуказанные факты свидетельствуют о нарушении администрацией города Ульяновска (как главного распорядителя средств бюджета города) п.2.16 Положения от 30.05.2022 №749 в части направления письменного обращения в адрес Управления инвестиций о внесении изменений в АИП и об отсутствии взаимодействия Управления инвестиций с ГРБС в части согласования необходимых изменений в АИП. Положением от 30.05.2022 №749 не предусмотрено осуществление контроля со стороны Управления инвестиций за ГРБС по соблюдению последними сроков по внесению изменений в АИП; ответственность главных распорядителей средств бюджета за результатами реализации АИП по соответствующим инвестиционным проектам в Положении от 30.05.2022 №749 не установлена.
15. В рамках проведения экспертно-аналитического мероприятия представлены копии постановлений администрации города Ульяновска об осуществлении бюджетных инвестиций: от 03.03.2023 №160 «О подготовке и реализации бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» (с изменениями от 14.11.2023 №1434, от 29.12.2023 №1735) на общую сумму 7 032 292,07 тыс. руб. (администрация города Ульяновска); от 14.04.2023 №372 «Об осуществлении бюджетных инвестиций» (с изменениями от 28.12.2023 №1732) на общую сумму 8 912,2 тыс. руб. (Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска). Не представлены постановления об осуществлении бюджетных инвестиций Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска (за указанным ГРБС в течение 2023 года в АИП были закреплены 2 объекта капитального строительства, в окончательной редакции АИП от 29.12.2023 объекты отсутствуют). 15.1.Сравнительный анализ редакции АИП от 29.12.2023 по объектам, закреплённым за Управлением муниципальной собственностью администрации города Ульяновска, с постановлением администрации города Ульяновска от 14.04.2023 №372 (с изменениями от 28.12.2023 №1732) показывает несоответствие общей суммы ассигнований: в АИП указана общая сумма ассигнований по всем объектам в размере 10 525,0 тыс.руб., в постановлении - 8 912,2 тыс.руб. При сравнительном анализе первоначальной редакции АИП от 14.02.2023 по объектам, закрепленным за администрацией города Ульяновска, с первоначальной редакцией постановления администрации города Ульяновска от 03.03.2023 №160 установлено их несоответствие между собой в части количества объектов капитального строительства и в части объёма бюджетных ассигнований в разрезе этих объектов: в АИП указано 4 объекта на общую сумму 1 688 391,33 тыс. руб., в постановлении – 19 объектов на общую сумму 6 104 835,73 тыс. руб. (суммы ассигнований по одним и тем же объектам капитального строительства отличны между собой). При сравнительном анализе последней редакции АИП от 29.12.2023 с постановлением администрации города Ульяновска от 03.03.2023 №160 (в редакции от 29.12.2023 №1735) также установлено несоответствие по количеству объектов капитального строительства и по объёму бюджетных ассигнований: в АИП указано 16 объектов капитального строительства на общую сумму 7 007 024,61 тыс. руб., в постановлении – 19 объектов на общую сумму 7 032 492,07 тыс. руб., при этом три объекта капитального строительства, указанные в постановлении администрации города Ульяновска от 03.03.2023 №160 на общую сумму 25 052,72 тыс. руб., не отражены в АИП от 29.12.2023 (контракты по объектам были заключены МАУ «Агентство городских инициатив»): «Разработка документации по планировке территории и обоснованию инвестиций по объекту: Строительство путепровода в створе ул.Промышленной и пер.Хрустального с подходами» на сумму 14 765,9 тыс.руб.; «Разработка эскизного проекта объекта: Реконструкция пересечения автомобильных дорог по ул.Нариманова-Репина-Юности в Ленинском районе г.Ульяновска» на сумму 526,31 тыс.руб.; «Подготовка проектной документации на противооползневые работы на территории Ульяновской области» - на общую сумму 9 760,50 тыс.руб. Учитывая п.2.2, п.2.9 Порядка осуществления капитальных вложений в объекты муниципальной собственности муниципального образования «город Ульяновск», утверждённого постановлением администрации города Ульяновска от 31.10.2014 № 6097 (по согласованию проектов постановлений администрации об осуществлении бюджетных инвестиций) и наличие расходных обязательств в рамках контрактов, заключенных МАУ «Агентство городских инициатив» по трём вышеуказанным объектам капитального строительства, факты не включения этих объектов в АИП свидетельствуют об отсутствии сопоставления Управлением инвестиций (при согласовании постановлений) объектов АИП с объектами, указанными в постановлении с учётом стратегических приоритетов социально-экономического развития муниципального образования «город Ульяновск». 15.2. В нарушение п.13 решения о бюджете расходы на предоставление бюджетных инвестиций осуществлены по двум объектам, не включенным в адресную инвестиционную программу: -расходы по объекту капитального строительства «Разработка эскизного проекта объекта: Реконструкция пересечения автомобильных дорог по ул.Нариманова-Репина-Юности в Ленинском районе г.Ульяновска» осуществлены МАУ «Агентство городских инициатив» на общую сумму 526,31 тыс. руб.; -расходы на приобретение земельного участка для сельскохозяйственного производства осуществлены Управлением муниципальной собственностью администрации города Ульяновска на общую сумму 1 387,2 тыс. руб. В соответствии со ст.15.15.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности предусмотрена административная ответственность. Аналогичные факты, указанные в п.14.3, 14.4, 15.1 неоднократно отражались в Заключениях Контрольно-счётной палаты об исполнении бюджета и несут риски непрозрачности и неэффективного расходования бюджетных средств, а также свидетельствуют об отсутствии контроля за реализацией АИП со стороны администрации города Ульяновска. Положением об управлении инвестиций и планирования, утверждённым постановлением администрации города Ульяновска от 14.08.2023 №937, не предусмотрено осуществление контроля за реализацией АИП, на Управление инвестиций возложены функции по формированию АИП и мониторингу хода реализации АИП. Процедура осуществления мониторинга Положением и иными документами не предусмотрена. При наличии вышеуказанных нарушений и несоответствий, допущенных при реализации АИП, подтвердить осуществление мониторинга Управлением инвестиций за ходом реализации АИП и его эффективность не представляется возможным.
16.Сводная информация о реализации АИП за 2023 год направлена Управлением инвестиций в адрес Главы города Ульяновска 01.03.2024. В ходе анализа сводной информации установлены несоответствия в разрезе объектов капитального строительства по объёму бюджетных ассигнований (как предусмотренных решением о бюджете, так и освоенных). С учётом вышеуказанных несоответствий, провести оценку исполнения АИП на основании данных Управления инвестиций не представляется возможным. Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании «город Ульяновск», утверждённым решением Ульяновской Городской Думы от 25.06.2014 №80, не предусмотрено представление информации (сводной информации) о реализации АИП как в составе документов и материалов к годовому отчёту об исполнении бюджета, которые направляются администрацией города в Контрольно-счётную палату (п. 6.6, 6.9 Положения), так и в Ульяновскую Городскую Думу (в этот же или иной срок). Анализ исполнения АИП за 2023 год проведён на основании данных Пояснительной записки к отчёту об исполнении бюджета, Отчёта заместителя Главы города Ульяновска об исполнении полномочий и отчётов ГРБС об исполнении бюджета. Общая сумма расходов АИП за 2023 год составила 2 899 917,0 тыс .руб.: расходы были осуществлены в рамках 4 муниципальных программ по 12 объектам капитальных вложений (из 14 объектов, предусмотренных АИП на 2023 год). Доля расходов АИП на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности составила 13,7% в общем объёме расходов бюджета в 2023 году (21 105 850,29 тыс. руб.). Расходы на осуществление капитальных вложений осуществлялись администрацией города Ульяновска. В разрезе муниципальных программ наибольшая доля расходов АИП сложилась по муниципальной программе «Развитие дорожного хозяйства и повышение безопасности дорожного движения в муниципальном образовании «город Ульяновск» - 53,0% (1 537 273,17 тыс. руб.). Общий объём бюджетных ассигнований, предусмотренный на осуществление 7 объектов капитальных вложений в рамках реализации региональных проектов, направленных на достижение целей 4 национальных проектов, составил 3 095 913,4 тыс.руб. или 92,7% от общего объёма ассигнований АИП на 2023 год (3 338 907,63 тыс.руб.).
17.В 2023 году на территории муниципального образования «город Ульяновск» были реализованы мероприятия 23 муниципальных программ (далее – МП). Решением о бюджете в первоначальной редакции были предусмотрены бюджетные ассигнования на финансирование мероприятий по МП в общей сумме 8 027 769,4 тыс. руб., с учётом изменений - 8 202 954,3 тыс. руб., что на 45 741,7 тыс. руб. больше объёма уточнённых ассигнований, указанных в Отчёте об исполнении бюджета (8 157 212,6 тыс. руб.). Расхождение сложилось по МП: «Развитие жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования «город Ульяновск» и «Формирование современной городской среды на территории муниципального образования «город Ульяновск». В соответствии с Пояснительной запиской уменьшены ассигнования на основании уведомлений Министерства ЖКХ и строительства Ульяновской области (от 28.12.2023 №3992, 4239, 4241). Исполнение составило 7 532 224,76 тыс.руб. или 92,3 % от уточненных бюджетных ассигнований (8 157 212,6 тыс. руб.). В 2023 году наибольший процент исполнения по предусмотренным уточнённым ассигнованиям, сложился по четырём МП: «Обеспечение правопорядка и безопасности, профилактика терроризма на территории муниципального образования «город Ульяновск»» (100%), «Развитие туризма в муниципальном образовании «город Ульяновск» (100%), «Развитие транспортного обслуживания в муниципальном образовании «город Ульяновск» (99,9%), «Развитие парков города Ульяновска» (99,9%). Наименьший процент исполнения сложился по МП «Охрана окружающей среды муниципального образования «город Ульяновск» - 22,7% от уточнённого плана. 17.1.Порядок принятия решения о разработке, формировании, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования «город Ульяновск» и Порядок принятия решения о разработке, формировании, реализации и оценки эффективности ведомственных целевых программ муниципального образования «город Ульяновск» утверждены постановлением администрации города Ульяновска от 29.07.2016 №2154 (далее – Порядок №2154 (МП) и Порядок №2154 (ВЦП) соответственно). Постановлением администрации города Ульяновска от 27.11.2023 №1524 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования «город Ульяновск» вышеуказанное постановление администрации города Ульяновска признано утратившим силу с 01.01.2024. Муниципальные программы города Ульяновска, действовавшие в 2023 году, с 01.01.2024 прекратили действие. В ходе анализа отчётов о ходе реализации муниципальных программ за 2023 год на предмет соответствия требованиям Порядка №2154 (МП) установлено следующее. В нарушение Порядка №2154 (МП): - 6 отчётов о ходе реализации МП за 2023 год представлены в Финансовое управление с нарушением установленного срока (01.02.2024), (п.5.3 Порядка); - в 2 отчётах о ходе реализации МП за 2023 год аналитическая записка отсутствует (Приложение №6 к Порядку); - в аналитических записках, к представленным отчётам о ходе реализации МП за 2023 год, либо отсутствует информация о степени достижения цели, либо информация о степени достижения цели указана без обоснований (Приложения №6 к Порядку). В Порядке №2154 (МП) система определения степени достижения (либо не достижения) цели муниципальных программ (критерии, формулы, показатели и т.п.) отсутствует. - в аналитических записках к представленным отчётам о ходе реализации МП за 2023 год, в основном отсутствует информация о достижении запланированных конечных результатов реализации МП. В отдельных аналитических записках информация о конечных результатах реализации МП указана без раскрытия информации о достижении (не достижении) целевых индикаторов, характеризующих целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики, общественной безопасности, степени реализации других общественно значимых интересов и потребностей в соответствующей сфере, предусмотренных в п3.2 «и» Порядка №2154 (МП).
18.В 2023 году на территории муниципального образования «город Ульяновск» реализованы 6 ведомственных целевых программ (далее – ВЦП), включающих в себя расходы на обеспечение деятельности управлений администрации города Ульяновска и подведомственных им учреждений. Решением о бюджете в первоначальной редакции были предусмотрены бюджетные ассигнования на финансирование ВЦП в общей сумме 9 898 246,51 тыс. руб., с учётом изменений - 10 424 439,4 тыс. руб., что на 526 192,89 тыс. руб. (5,05%) больше первоначальных назначений. Исполнение составило 10 370 225,1 тыс. руб., или 99,48% от уточнённых бюджетных ассигнований. Наибольший процент исполнения от уточненного плана сложился по ВЦП «Обеспечение организации деятельности Управления образования администрации города Ульяновска и подведомственных образовательных организаций» (100%). Наименьший процент исполнения сложился по ВЦП «Обеспечение организации деятельности Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска и подведомственных ему учреждений» - 96,4% от уточнённого плана. 18.1.В ходе анализа отчётов о ходе реализации ведомственных целевых программ за 2023 год, представленных Финансовым управлением в Контрольно-счётную палату на предмет соответствия требованиям Порядка №2154 (ВЦП) установлено следующее. В нарушение Порядка №2154 (ВЦП): - отчёт о ходе реализации ВЦП «Обеспечение организации деятельности Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска и подведомственных ему учреждений» за 2023 год представлен в Финансовое управление с нарушением установленного срока и с отсутствием аналитической записки (п5.6 Порядка, Приложение №4 к Порядку); - аналитические записки отчётов о ходе реализации ВЦП за 2023 год не содержат информации о: степени достижения цели ведомственной целевой программы – 5 отчётов; достижении (либо не достижении) запланированных конечных результатов программ – 4 отчёта (Приложение №4 к Порядку). Способ (критерии, расчёт и т.п.) оценки степени достижения (либо не достижения) цели и конечных результатов реализации ведомственных целевых программ Порядком №2154 (ВЦП) не предусмотрен. - прогнозы конечных результатов реализации трёх ВЦП «Обеспечение организации деятельности Управления физической культуры и спорта администрации города Ульяновска и подведомственных муниципальных бюджетных учреждений», «Обеспечение организации деятельности Управления образования администрации города Ульяновска и подведомственных образовательных организаций», «Обеспечение организации деятельности Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска» не содержат описание социальных, экономических и экологических последствий реализации ведомственной целевой программы, общую оценку ее вклада в решение внутриотраслевых задач (Приложение №4 к Порядку). Оценка итоговых результатов программ по целевым индикаторам «Количество проведённых мероприятий», «Освоение бюджетных средств» и т.п. не только не дает возможности определить эффект от реализации ведомственных целевых программ, но и может повлечь неэффективное расходование средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск». 18.2.В Заключении от 07.04.2023 (внешняя проверка годового отчёта об исполнении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» за 2022 год) Контрольно-счётной палата указывала на отсутствие в муниципальных программах целевых индикаторов, отражающих непосредственные результаты, конечные результаты и итоговые эффекты реализации программ и отсутствие в аналитических записках к отчётам о ходе реализации программ информации о степени достижения цели и конечных результатов программ. В информации администрации по итогам рассмотрения заключения Контрольно-счётной палаты по внешней проверке годового отчёта об исполнении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» за 2022 год (письмо от 27.04.2022 №73-ИОМСУ-24.01/9208), указано, что «целесообразно сделать вывод о конечных результатах в момент закрытия программы». При этом, в отчётах руководителей муниципальных программ о ходе реализации за 2023 год и Сводном отчёте выводы о конечных результатах реализации программ муниципального образования «город Ульяновск» отсутствуют (либо не обоснованы). Отсутствие в отчётах о ходе реализации муниципальных программ, ведомственных целевых программ за 2023 год и Сводном отчёте информации о степени достижения (либо не достижения) цели и достижении (либо не достижении) конечных результатов реализации программ не позволяет однозначно оценить эффект от реализации программ муниципального образования «город Ульяновск» за период их действия и основания для включения в новые муниципальные программы целей, схожих с целями муниципальных программ, прекративших своё действие (Приложение 7).
19.В 2023 году на реализацию 10 региональных проектов, направленных на достижение целей и показателей 6 национальных проектов были предусмотрены уточнённые ассигнования в общей сумме 4 200 100,98 тыс. руб. (в том числе: федеральный бюджет – 3 153 138,02 тыс. руб., областной бюджет – 993 055,21 тыс. руб., городской бюджет – 53 907,75 тыс. руб.), что на 1 148 023,73 тыс.руб. больше, чем в 2022 году. Исполнение составило 3 850 344,63 тыс. руб. или 91,67% от плановых назначений. В 2022 году были предусмотрены уточнённые ассигнования на реализацию 11 региональных проектов, направленных на достижение целей и результатов 6 национальных проектов в общей сумме 3 052 077,24 тыс. руб. (в том числе: федеральный бюджет – 2 269 223,89 тыс. руб., областной бюджет – 647 265,99 тыс. руб., городской бюджет – 135 587,36 тыс. руб.), исполнение составило 2 972 037,90 тыс. руб. или 97,4% от плановых назначений. Наибольший объём ассигнований в 2023 году был предусмотрен на проект «Региональная и местная дорожная сеть» (национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги») в сумме 2 144 371,73 тыс. руб. Наименьший объём бюджетных средств был предусмотрен на проект «Спорт-норма жизни» (национальный проект «Демография») в сумме 1 226,81 тыс. руб. В 2023 году по четырем региональным проектам («Спорт-норма жизни», «Региональная и местная дорожная сеть», «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», «Культурная среда») исполнение бюджетных ассигнований составило 100%. Наименьший процент исполнения бюджетных ассигнований в 2023 году сложился по проектам: «Современная школа» - 46,6% и «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» - 83,8%. Информация о бюджетных ассигнованиях, предусмотренных в бюджете в 2023 году на реализацию региональных проектов, направленных на достижение целей и показателей национальных проектов и их исполнении представлена в Таблице.
Таблица (тыс. руб.)
19.1.Положение об организации проектной деятельности в администрации города Ульяновска утверждено постановлением администрации города Ульяновска от 23.07.2020 №1141 (далее - Положение №1141). В соответствии с п.4.1, п.4.3 Положения №1141 мониторинг осуществляется муниципальным проектным офисом (Управление инвестиций и планирования администрации города Ульяновска). Управлением инвестиций и планирования администрации города Ульяновска представлена «Информация о реализации мероприятий национальных проектов на территории муниципального образования «город Ульяновск», далее – Информация о реализации проектов). Информация о реализации проектов, содержит только таблицы: «Показатели реализации мероприятий национальных проектов», «Финансовое обеспечение на отчётный 2023 год», «Контракты и договоры, заключенные в рамках реализации национальных проектов администрацией города Ульяновска по состоянию на 01.01.2024». В ходе анализа данных таблицы «Контракты и договоры, заключенные в рамках реализации национальных проектов администрацией города Ульяновска по состоянию на 01.01.2024» установлено следующее: -отсутствие информации о контрактах по региональному проекту «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (сумма исполненных в 2023 году назначений - 26 526,82 тыс. руб.); -о причинах увеличения (уменьшения) бюджетных ассигнований на реализацию региональных проектов, предусмотренных в 2023 году по сравнению с 2022 годом; - о причинах отклонения данных таблицы «Контракты и договоры, заключенные в рамках реализации национальных проектов администрацией города Ульяновска по состоянию на 01.01.2024» - об источниках данных для значений фактически достигнутых (расчётных) показателей в таблице «Показатели реализации национальных проектов администрацией города Ульяновска по состоянию на 01.01.2024»; -о принятии управленческих решений по определению, согласованию и реализации возможных корректирующих воздействий по региональным проектам, по которым показатели не достигнуты (п.4.1 Положения №1141). Контрольно-счётная палата неоднократно указывала в своих заключениях на несоответствие данных (цифр, значений и т.п.), указанных в Информация о реализации проектов. 19.2.При анализе значений показателя «Количество благоустроенных общественных территорий (ед.)» регионального проекта «Формирование современной городской среды», муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории муниципального образования «город Ульяновск» установлено следующее. В тексте муниципальной программы, в разделе «Содержание проблем, на решение которых направлена Программа» содержится информация о площади общественных пространств, нуждающихся в благоустройстве, в Адресном перечне отражено количество объектов (32 объекта), в том числе объекты, благоустройство которых запланировано в течение нескольких лет («парк «Дружбы народов»», парк «Молодёжный», парк «Прибрежный»). В отчёте о ходе реализации муниципальной программы за 2023 год указано фактическое исполнение целевого индикатора «Количество благоустроенных общественных территорий» по годам: в 2019 году – 12 ед. (план 12 ед.), в 2020 – 14 ед. (план 14 ед.), в 2021 – 17 ед. (план 17 ед.), в 2022 – 20 ед. (план 20 ед.), в 2023 – 23 ед. (план 24 ед.). Согласно данным Информации о реализации проектов (по годам), фактическое исполнение показателя «Количество благоустроенных общественных территорий (ед.)» в 2019 году составило – 9 ед. (план 7 ед.), в 2020 – 7 ед. (план 7 ед.), в 2021 – 9 ед. (план 9 ед.), в 2022 – 31 ед. (план 31 ед.), в 2023 году – 34 ед. (план 36 ед.). С 2022 года подсчёт показателя осуществляется с нарастающим итогом. Т.о., установлено несоответствие значений показателя «Количество благоустроенных общественных территорий (ед.)» за период с 2019 по 2023 год, отражённого в Информации о реализации проектов и отчётах по реализации МП «Формирование современной городской среды». 19.3.В нарушение п.4.1., п.4.3. Управлением инвестиций и планирования администрации города Ульяновска мониторинг реализации проектов осуществляется без реализации системы мероприятий по измерению фактических параметров проектов, расчёту отклонения фактических параметров проектов от плановых, анализу их причин, прогнозированию хода реализации проектов, принятию управленческих решений по определению, согласованию и реализации возможных корректирующих воздействий. 19.4.В соответствии с п.2.2.1 Положения №1141 в функции Комиссии по внедрению управления проектами в администрации города Ульяновска входит (в том числе) осуществление оценки реализации проектов. Критерии (методика) оценки реализации проектов, периодичность её проведения (месяц, квартал, год и т.п.) в Положении №1141 и Положении о комиссии по внедрению управления проектами в администрации города Ульяновска (утверждено постановлением администрации города Ульяновска от 02.03.2017 №413) не установлены. В соответствии с информацией, отражённой в письме администрации города Ульяновска (исх. от 21.03.2024 №73-ИОМСУ-24.01/6107) оценка реализации проектов за 2023 год, Комиссией по внедрению управления проектами в администрации города Ульяновска не осуществлялась, что является нарушением п.2.2.1 Положения №1141. Аналогичное нарушение было установлено Контрольно-счётной палатой в рамках внешней проверки годового отчёта об исполнении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» за 2022 год (Заключение от 07.04.2023).
20.По результатам осуществления внешней проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств установлено следующее. 20.1. В нарушение п.1 ст.264.2 Бюджетного кодекса РФ годовая бюджетная отчётность за 2023 год двумя главными распорядителями бюджетных средств представлена с нарушением сроков, установленных Финансовым управлением администрации города Ульяновска (письмо от 14.12.2024 № 73-ИОМСУ-24.015/3449): -Управлением дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска - на 61 календарный день; -Управлением культуры и организации досуга населения администрации города Ульяновска - на 7 календарных дней. 20.2. Приказом Минфина России от 01.09.2021 №120н «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности» и о внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов Российской Федерации по вопросам осуществления внутреннего финансового аудита» (п.6) установлен срок для проведения соответствующего аудита и подготовки Заключения о результатах проведенного аудита достоверности годовой бюджетной отчётности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности (далее - Заключение по результатам аудита достоверности годовой бюджетной отчётности). Из 13 ГРБС: - 9 ГРБС установленный срок соблюден; - 1 ГРБС (администрацией города Ульяновска) срок не соблюден (Заключение по результатам аудита достоверности годовой бюджетной отчётности от 16.02.2024 подготовлено позже установленного срока на 26 календарных дней). - у 3 ГРБС (Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска; Управление по муниципальным закупкам и регулированию тарифов администрации города Ульяновска, Управление физической культуры и спорта администрации города Ульяновска) Заключение по результатам аудита достоверности годовой бюджетной отчётности отсутствует. 20.3. При анализе исполнения Порядка составления бюджетной отчетности, предусмотренного Инструкцией №191н установлены следующие нарушения (Управление по делам семьи, Управление дорожного хозяйства и транспорта, Управление архитектуры и градостроительства, Управлением образования администрации города Ульяновска): 1)в таблицах и формах Пояснительной записки к годовому отчету за 2023 год (ф.0503160) в части: - непредставления отдельных форм и таблиц (п.153, 155, 159.4-159.9 Инструкции №191н); - представления форм и Таблиц, утративших силу; - отсутствия информации о бюджетных ассигнованиях, выделенных на реализацию муниципальных программ и их исполнению, оказавшей существенное влияние и характеризующей результаты исполнения бюджета субъектом бюджетной отчетности за отчетный период (п.152 Инструкции №191н); 2) отсутствия сопоставимости показателей в разделе 1 «Сведений о принятых и неисполненных обязательствах получателя бюджетных средств» (ф. 0503175) с показателями отражёнными в графе 11 Отчета (ф. 0503128), а также отсутствие аналитических данных в «Сведениях о принятых и неисполненных обязательствах получателя бюджетных средств» (ф. 0503175) (п.170.2 Инструкции №191н). 20.4. При проверке контрольных соотношений показателей форм бюджетной отчетности отклонений не установлено. При проверке соответствия показателей Баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130) данным Главной книги отклонений не установлено. Управлением дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска Главная книга не представлена.
21.Решением о бюджете в первоначальной редакции резервный фонд утверждён в сумме 30 000,0 тыс. руб. В течение года на основании решений Ульяновской Городской Думы размер резервного фонда уменьшился на общую сумму 15 883,1 тыс. руб. С учётом изменений сумма резервного фонда составила 14 116,9 тыс. руб., на 18 067,8 тыс. руб. меньше размера, определённого уточненной редакцией решения о бюджете на 2022 год (32 184,7 тыс. руб.). На основании трёх постановлений администрации города Ульяновска в 2023 году средства резервного фонда в размере 2 353,1 тыс. руб. были выделены администрации города Ульяновска в соответствии с разделом 2 Положения о порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда администрации города Ульяновска, утверждённого постановлением администрации города Ульяновска от 22.08.2012 № 3754 (п.2.1 - неотложные ремонтные и аварийно-восстановительные работы на объектах инфраструктуры города и в муниципальных учреждениях, 2.6 - на изготовление и установку надгробных памятников Почётных граждан города Ульяновска).
22.По состоянию на 01.01.2024 просроченная кредиторская задолженность муниципального образования «город Ульяновск», с учётом просроченной кредиторской задолженности муниципальных бюджетных и автономных учреждений отсутствует. Общий объём просроченной дебиторской задолженности, с учётом просроченной дебиторской задолженности муниципальных бюджетных и автономных учреждений, по состоянию на 01.01.2024 составил 20 551,3 тыс. руб. (задолженность ФГУП «31 Арсенал» Министерства обороны РФ перед Администрацией города Ульяновска по решению арбитражного суда Ульяновской области №А72-1498/2010 от 18.03.2013 года).
23.Органами, осуществляющими муниципальный финансовый контроль в муниципальном образовании «город Ульяновск» (Контрольно-счётная палата муниципального образования «город Ульяновск»; Контрольно-ревизионный отдел Финансового управления администрации города Ульяновска, Отдел контроля за осуществлением закупок Управления по противодействию коррупции и иным правонарушениям администрации города Ульяновска) в 2023 году было проведено 67 контрольных мероприятий. Объём средств, проверенных при проведении контрольных мероприятий составил 11 956 847,33 тыс. руб. По результатам муниципального финансового контроля общая сумма финансовых нарушений за 2023 год составила 547 180,87 тыс. руб. (983 нарушения). По итогам проведённых контрольных мероприятий возмещено в бюджет города и устранено нарушений на общую сумму 518 367,71 тыс. руб. Составлено 28 протоколов о совершении административных правонарушений, по результатам которых назначены наказания в виде штрафов на общую сумму 232,72 тыс. руб., объявлено 13 предупреждений, 2 устных замечания. На лиц, допустивших нарушения, наложено 41 дисциплинарное взыскание в виде выговоров и замечаний, снижения размеров стимулирующих выплат. В 2023 году Управлением образования администрации города Ульяновска, Управлением культуры и организации досуга населения администрации города Ульяновска, Управлением физической культуры и спорта администрации города Ульяновска проведено 30 контрольных мероприятий (в 2022 году – 50) в подведомственных учреждениях. Объём проверенных средств в 2023 году составил 218 002,7 тыс. руб. (в 2022 году - 658 497,7 тыс. руб.), выявлено нарушений на сумму 3 151,5 тыс. руб. (в 2022 году - 20 619,6 тыс. руб.) (175 нарушений (в 2022 году) - 426 нарушений). Устранено финансовых нарушений на общую сумму 1 781,1 тыс. руб. По результатам контрольных мероприятий на лиц, допустивших нарушения, наложено 10 дисциплинарных взысканий в виде замечаний, выговоров, снижены размеры стимулирующих выплат. Администрацией города Ульяновска, Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска в 2023 году внутренний финансовый аудит в отношении подведомственных учреждений не осуществлялся. Управлением дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска информация о проведении внутреннего финансового аудит в отношении подведомственных учреждений, в соответствии с письмом Контрольно-счётной палаты от 16.02.2024 №110, не представлена.
24.Исполнение бюджета муниципального образования «город Ульяновск» за 2023 год, в основном, соответствовало показателям решения Ульяновской Городской Думы от 07.12.2022 № 144 «Об утверждении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» (с изменениями) и положениям бюджетного законодательства.
Заместитель председателя Контрольно-счётной палаты И.Ю. Муганцева
Инспектор Контрольно-счётной палаты Д.Н. Безруков
Инспектор Контрольно-счётной палаты Е.Н. Крылова
Инспектор Контрольно-счётной палаты С.Н. Харитонова
Инспектор Контрольно-счётной палаты Н.В. Яманчева |