Отчёт о результатах деятельности Контрольно-счётной палаты муниципального образования "город Ульяновск" за 2023 год

Общие сведения о Контрольно-счётной палате муниципального образования «город Ульяновск»

 

Во исполнение требований Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ  в муниципальном образовании «город Ульяновск» создана Контрольно-счётная палата муниципального образования «город Ульяновск» (далее – Контрольно-счётная палата), которая является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, образована Ульяновской Городской Думой и ей подотчетна.

Наличие контрольного органа, входящего в структуру органов местного самоуправления муниципального образования и имеющего статус юридического лица, обладающего самостоятельностью, как на стадии формирования и принятия организационных решений, так и при утверждении планов работы, осуществления деятельности соответствует основным требованиям законодательства Российской Федерации и позволяет осуществлять объективный внешний финансовый контроль.

Деятельность Контрольно-счётной палаты осуществляется (с 2012 года) на основании действующего законодательства федерального и регионального уровня, а также на основании Устава муниципального образования «город Ульяновск», Положения «О Контрольно-счётной палате муниципального образования «город Ульяновск»», Регламента Контрольно-счётной палаты.

Штатная численность Контрольно-счётной палаты в 2023 году составляла 17 штатных единиц, среднесписочная численность за 2023 год – 15 единиц, в том числе, работники, в должностные обязанности которых входит организация и проведение внешнего муниципального контроля – 10 единиц.

Расходы на обеспечение деятельности Контрольно-счётной палаты в 2023 году составили 18 551,3 тыс. руб.

 

Планирование работы Контрольно-счётной палаты

 

План работы на 2023 год, утверждённый распоряжением председателя Контрольно-счётной палаты от 29.12.2022 № 37 (с изменениями) (далее – План на 2023 год) был сформирован с учётом требований законодательства, регулирующего деятельность органов внешнего финансового контроля, поручений в план работы Контрольно-счётной палаты.

В соответствии с Планом работы на 2023 год, с учетом Решения УГД №142, было осуществлено:

- 10 контрольных мероприятий (завершено);

- 3 тематических экспертно-аналитических мероприятия.

Кроме того, проведены мероприятия, предусмотренные полномочиями Контрольно-счётной палаты по оперативному анализу исполнения и контролю за организацией исполнения бюджета муниципального образования «город Ульяновск» (за 1 квартал, 6 и 9 месяцев), внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» за 2022 год (в том числе, мониторинг деятельности администрации города Ульяновска по реализации национальных проектов), экспертиза проекта решения Ульяновской Городской Думы об утверждении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на очередной финансовый год и плановый период, решений Ульяновской Городской Думы по внесению изменений в бюджет города, а также, проектов нормативных правовых актов.

 

Основные показатели деятельности Контрольно-счётной палаты за 2023 год

 

Основные показатели деятельности Контрольно-счётной палаты за 2023 год представлены в Таблице №1 по форме, утверждённой решением Ульяновской Городской Думы.

 

Таблица № 1

 

Основные показатели деятельности Контрольно-счётной палаты муниципального образования «город Ульяновск» за 2023 год

 

№ п/п

Показатель

Единица измерения

Значение

1.

Сведения о Контрольно-счётной палате

1.1.

Штатная численность

ед.

17

1.2.

Фактическая численность

ед.

15

1.3.

Финансовое обеспечение деятельности

тыс. руб.

18 551,3

2.

Контрольная деятельность

2.1.

Количество главных распорядителей бюджетных средств в муниципальном образовании

ед.

13

2.2.

Количество муниципальных учреждений в муниципальном образовании

ед.

256*

2.3.

Количество муниципальных предприятий в муниципальном образовании

ед.

9

2.4.

Проведено контрольных мероприятий

ед.

10

2.5.

Объем средств, проверенных при проведении контрольных мероприятий, в том числе:

тыс. руб.

2 254 365,13

- бюджетных средств

тыс. руб.

2 254 365,13

2.6.

Выявлено нарушений, замечаний

ед.

370

2.7.

Выявлено нарушений, всего, в том числе:

тыс. руб.

141 231,57

- нарушения при формировании и исполнении бюджетов

тыс. руб.

8 881,78

- нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской (финансовой) отчетности

тыс. руб.

16,00

- нарушения в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью

тыс. руб.

-

- нарушения при осуществлении муниципальных закупок и закупок отдельными видами юридических услуг

тыс. руб.

100 649,39

- нецелевое использование бюджетных средств

тыс. руб.

31 175,92

- неэффективное использование бюджетных средств

тыс. руб.

508,48

- иные нарушения

тыс. руб.

-

3.

Экспертно-аналитическая деятельность

3.1.

Проведено экспертно-аналитических мероприятий, в том числе:

ед.

185

финансово-экономическая экспертиза нормативных правовых актов

ед.

163

3.2.

Выявлено нарушений, всего

тыс. руб.

190 581,52

4.

Количество выявленных нарушений, всего

 

Количество выявленных нарушений, всего

ед.

451

Выявлено нарушений всего, в том числе: тыс. руб.

 

331 813,09

- контрольная деятельность

тыс. руб.

141 231,57

- экспертно-аналитическая деятельность

тыс. руб.

190 581,52

5.

Реализация результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий

5.1.

Направлено предписаний

ед.

2

5.2.

Направлено представлений

ед.

10

5.3.

Устранено нарушений, всего, в том числе:

тыс. руб.

112 534,81

- возмещено в бюджет

тыс. руб.

21,56

- возмещено средств организаций

тыс. руб.

-

- выполнено работ, оказано услуг

тыс. руб.

112 513,25

5.4.

Количество составленных протоколов об административных правонарушениях

ед.

9

5.5.

Привлечено к дисциплинарной ответственности

ед.

19

5.6.

Количество материалов, направленных в органы прокуратуры

ед.

11

5.7.

Количество возбужденных уголовных дел по результатам проверок

ед.

-

* Количество муниципальных учреждений в муниципальном образовании в 2023 году составляло:

- по состоянию на 01.01.2023 - 263,

- по состоянию на 01.01.2024 - 256.

 

В 2023 году Контрольно-счётной палатой проведено 10 контрольных мероприятий, объём проверенных средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск» составил 2 254 365,13 тыс. руб.

По результатам контрольных мероприятий выявлено нарушений, неэффективного использования бюджетных средств на сумму 141 231,57 тыс. руб., по результатам экспертно-аналитических мероприятий – на сумму 190 581,52 тыс. руб.

В соответствии с Классификатором, из выявленных в ходе контрольных мероприятий 370 нарушений и неэффективного использования бюджетных средств в общей сумме 141 231,57 тыс. руб.:

- 8 881,78 тыс. руб. – нарушения при формировании и исполнении бюджетов (6,3% от общей суммы выявленных нарушений);

-16,00 тыс. руб. – нарушения ведения бухгалтерского учёта, составления и предоставления бухгалтерской (финансовой) отчётности (0,01% от общей суммы выявленных нарушений);

- 100 649,39 тыс. руб. – нарушения при осуществлении муниципальных закупок и закупок отдельными видами юридических лиц (71,2% от общей суммы выявленных нарушений);

- 31 175,92 тыс. руб. – нецелевое использование бюджетных средств (22,1% от общей суммы выявленных нарушений);

- 508,48 тыс. руб. – неэффективное использование бюджетных средств (0,3% от общей суммы выявленных нарушений).

В адрес проверяемых объектов в 2023 году направлено 10 представлений и 2 предписания.

Устранено нарушений в 2023 году на сумму 112 534,81 тыс. руб., в том числе возмещено в бюджет 21,56 тыс. руб., выполнено работ, оказано услуг, проведено мероприятий по устранению нарушений – 112 513,25 тыс. руб.

Как и в предыдущие годы, в 2023 году копии актов контрольных мероприятий направлялись в Прокуратуру Ленинского района города Ульяновска, Главе города Ульяновска, отчёты о проведенных контрольных мероприятиях – в Ульяновскую Городскую Думу.

 

Результаты проведенных в 2023 году контрольных и экспертно-аналитических мероприятий

 

Контрольная деятельность

 

В 2023 году были проведены контрольные мероприятия по вопросу законности и результативности использования средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск», предусмотренных на реализацию мероприятий 7 муниципальных программ (далее – МП), в том числе 3 из которых связаны с реализацией 3 национальных проектов (далее – НП):

·МП «Развитие культуры в муниципальном образовании «город Ульяновск»» в части расходов на модернизацию региональных и муниципальных детских школ искусств по видам искусств - капитальный ремонт помещений МБУ ДО Детская школа искусств № 2 (НП «Культура», администрация города Ульяновска, МБУ «Стройзаказчик»);

·МП «Формирование современной городской среды на территории муниципального образования «город Ульяновск»» (НП «Жилье и городская среда», администрация города Ульяновска);

· МП «Развитие дорожного хозяйства и повышение безопасности дорожного движения в муниципальном образовании «город Ульяновск»» (Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска), в том числе в части расходов на:

- ремонт автомобильных дорог (НП «Безопасные и качественные автомобильные дороги»),

- ремонт внутриквартальных проездов многоквартирных домов и подъездов к объектам социальной инфраструктуры;

· МП ««Благоустройство муниципального образования «город Ульяновск»» в части расходов на модернизацию сетей уличного освещения (Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска);

·  МП ««Развитие туризма в муниципальном образовании «город Ульяновск» (Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска);

·МП «Обеспечение правопорядка и безопасности, профилактика терроризма на территории муниципального образования «город Ульяновск»» (администрация города Ульяновска, Управление образования администрации города Ульяновска);

·МП «Охрана окружающей среды муниципального образования «город Ульяновск» (администрация города Ульяновска);

Кроме того, было проведено контрольное мероприятие по вопросу проверки законности и результативности использования в 2022 году средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск», выделенных МБУ Спортивная школа им. Д.А. Разумовского на субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (Управление физической культуры и спорта администрации города Ульяновска, МБУ Спортивная школа им. Д.А. Разумовского).

 

Обзор выявленных в 2023 году нарушений и недостатков

 

Общая сумма нарушений при формировании и исполнении бюджетов в 2023 году составила 8 881,77 тыс. руб. (в 2022 году – 13 728,59 тыс. руб.).

Выявлены нарушения и замечания, касающиеся выполнения, в том числе, требований:

- порядка принятия решения о разработке, формировании, реализации и оценки эффективности муниципальных программ;

- положения о формировании муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) и финансовом обеспечении выполнения муниципального задания;

- порядков предоставления соответствующих субсидий и др.

По результатам контрольных мероприятий при реализации муниципальных программ (МП «Охрана окружающей среды муниципального образования «город Ульяновск», МП «Благоустройство муниципального образования «город Ульяновск» (уличное освещение), МП «Обеспечение правопорядка и безопасности, профилактика терроризма на территории муниципального образования «город Ульяновск») были выявлены следующие нарушения и недостатки как в тексте программ, так и при их исполнении:

- отсутствие полной информации по составу исполнителей (соисполнителей) программы, отсутствие порядка взаимодействия исполнителей;

- отсутствие описания проблем, решаемых МП, целевых индикаторов к мероприятиям программы, согласованности задач, мероприятий и целевых индикаторов;

- отсутствие информации (подтверждающих документов) по исполнению целевых индикаторов;

- отсутствие в отчетах о ходе реализации программ информации о степени достижения цели программы, источника информации для сведений, содержащихся в отчетах (в том числе, срока реализации мероприятий);

- замечания в части формирования адресного перечня и выполнения работ в соответствии с ним.

При формировании муниципального задания, внесении изменений, финансовом обеспечении, контроле за выполнением муниципального задания допущены нарушения Управлением дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, Управлением физической культуры и спорта администрации города Ульяновска (неправильный расчет и применение базового норматива затрат, коэффициентов, иной информации для муниципального задания (штатного расписания, учебных планов, периодов обучения) и др.).

При выполнении муниципального задания выявлены нарушения у МБУ «Дорремстрой», МБУ Спортивная школа им. Д.А. Разумовского (не соблюдение требований к качеству, объему, отчетам по муниципальному заданию, стандартов оказания услуг, размещению информации на официальном сайте и др.).

При предоставлении субсидий из бюджета города как на выполнение муниципального задания, так и в соответствии с утвержденными порядками установлено, в том числе: нарушение сроков размещения информации о конкурсном отборе на официальном сайте, сроков заключения соглашений, не соответствие соглашений типовой форме, не соблюдение графиков предоставления субсидии, отсутствие конкретных конечных сроков достижения результатов предоставления субсидий и др.

 

Общая сумма нарушений ведения бухгалтерского учёта, составления и предоставления бухгалтерской (финансовой) отчётности в 2023 году составила 16,0 тыс. руб. (в 2022 - 1 807,41 тыс. руб.).

Такие нарушения выявлены в Управлении физической культуры и спорта администрации города Ульяновска, Управлении муниципальной собственностью администрации города Ульяновска, Управлении дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, МБУ Спортивная школа им. Д.А. Разумовского.  

В основном, нарушения связанны с выполнением требований законодательства в сфере бухгалтерского учёта, например, в части:

- размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» основных направлений учетной политики;

- оформления документации, в том числе первичной учетной документации, отражения сведений в бухгалтерском учете и др.

Кроме того, установлено нарушение Инструкции №157н и положений Федерального стандарта «Нематериальные активы» (не принят к учету объект нематериальных активов (16,0 тыс. руб.)).

В сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью в 2023 году были установлены не суммовые замечания (как и в 2022 году) при проведении контрольных мероприятий в администрации города,  Управлении дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, Управлении физической культуры и спорта администрации города Ульяновска, МБУ Спортивная школа им. Д.А. Разумовского, в том числе нарушения Порядка определения видов особо ценного движимого имущества в части не отнесения к особо ценному движимому имуществу учреждения иных основных средств, стоимостью выше 50,0 тыс. руб.

 

Общая сумма нарушений при осуществлении муниципальных закупок и закупок отдельными видами юридических лиц в 2023 году составила 100 649,39 тыс. руб. (в 2022 - 92 445,49 тыс. руб.).

Контрольно-счётной палатой, во исполнение п. 4 ст. 98 Федерального закона №44-ФЗ в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) размещена обобщенная информация о результатах аудита в сфере закупок за 2023 год.

Аудит закупок осуществлялся, в том числе, в соответствии с Методическими рекомендациями по проведению аудита в сфере закупок, а также в соответствии со Стандартом финансового контроля «Аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых объектами аудита (контроля)».

К суммовым нарушениям в сфере закупок, в основном, отнесены нарушения, связанные с:

- внесением изменений в контракт с нарушением требований, установленных законодательством;

- приемкой и оплатой поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, несоответствующих условиям контрактов (договоров), в том числе, несоблюдение требований, предъявляемых к выполняемым работам в соответствии с условиями контрактов и сметно-нормативной базой в градостроительной деятельности (ГОСТ, ТУ, свод правил, сборники расценок, требования по ценообразованию в строительстве и ремонте и др.), фактическим неисполнением заявленных объемов работ и их качества, нарушением сроков выполнения работ;

- неприменением мер ответственности по контракту (взыскание неустойки (пени, штрафов).

При осуществлении контрольного мероприятия по МП «Развитие дорожного хозяйства и повышение безопасности дорожного движения в муниципальном образовании «город Ульяновск» (Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска) для проведения строительно-технической экспертизы по проверке качества выполненного ремонта автомобильных дорог и сооружений на них, находящихся на территории муниципального образования «город Ульяновск», на соответствие проектным данным и требованиям государственных норм и стандартов, действующих на территории РФ, Контрольно-счётной палатой в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ был заключен муниципальный контракт с испытательной лабораторией, имеющей соответствующую аккредитацию. Результаты экспертизы были использованы при проведении контрольного мероприятия и позволили предотвратить приемку и оплату работ, не соответствующих условиям контрактов на сумму 19 140,44 тыс. руб.

Так, в отобранных пробах выполненного покрытия по работам, предусмотренным муниципальным контрактом ООО «АльфаТрансСтрой», на общую сумму 19 140,44 тыс. руб. были выявлены несоответствия требованиям ГОСТ по содержанию воздушных пустот в щебеночно-мастичном асфальтобетоне (А16Вт, ЩМА-16) по адресам:

- ул. Державина (от ул. Локомотивной до пр-та Гая) на сумму 3 609,55 тыс. руб.;

- пр-т Филатова (от пр-та Ленинского Комсомола до пр-та Антонова) на сумму 10 954,68 тыс. руб.;

- Димитровградское шоссе (от Императорского моста до пр-да Заводского) на сумму 4 576,21 тыс. руб.

По результатам контрольных мероприятий установлены факты внесения изменений в контракты (объемы, виды работ, стоимость материалов), повлекшие изменение цены контракта более чем на 10% и дополнительные (избыточные) расходы средств бюджета, например:

14 114,34 тыс. руб.Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, МП «Развитие дорожного хозяйства и повышение безопасности дорожного движения в муниципальном образовании «город Ульяновск»», ремонт автомобильных дорог, в том числе по ул. Федерации;

609,20 тыс. руб. - МБУ «Стройзаказчик», МП «Развитие культуры в муниципальном образовании «город Ульяновск»», капитальный ремонт МБУ ДО ДШИ№2.

Кроме того, выявлялись факты приемки и оплаты работ (услуг) не соответствующих условиям контрактов, например:

262,60 тыс. руб.стоимость материалов, принятых к оплате при отсутствии документального подтверждения (конъюнктурный анализ цен), (Управление образования администрации города Ульяновска, МП «Обеспечение правопорядка и безопасности, профилактика терроризма на территории муниципального образования «город Ульяновск»»);

220,0 тыс. руб.стоимость услуг, принятых при отсутствии необходимой отчетной документации, предусмотренной контрактами (Управление муниципальной собственностью администрация города Ульяновска, МП «Развитие туризма в муниципальном образовании «город Ульяновск»»).

Установлены факты нарушения сроков исполнения контрактов, графиков производства работ, предоставления документов - суммы неустойки (штрафа, пени) составили, например:

16 420,88 тыс. руб. – за несоблюдение сроков предоставления полного пакета документов, предусмотренных муниципальным контрактом (Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, МП «Благоустройство муниципального образования «город Ульяновск»», уличное освещение);

831,26 тыс. руб. – за нарушение срока выполнения работ (МБУ «Стройзаказчик», МП «Формирование современной городской среды на территории муниципального образования «город Ульяновск»»).

Кроме указанных нарушений при аудите закупок выявлены нарушения, касающиеся нарушения порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, качества выполненных работ, не предоставления или несвоевременного предоставления информации, подлежащей включению и размещению в ЕИС и др.

 

Сумма нецелевого использования бюджетных средств в 2023 году составила 31 175,92 тыс. руб. (в 2022 году – 6 132,56 тыс. руб.): сумма выполненных и оплаченных работ по ремонту автомобильных дорог, относящихся  в соответствии с Классификацией работ по капитальному ремонту автомобильных дорог по видам работ к капитальному ремонту, а не к ремонту автомобильных дорог (Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, МП «Развитие дорожного хозяйства и повышение безопасности дорожного движения в муниципальном образовании «город Ульяновск»» в части расходов на ремонт автомобильных дорог, в том числе по ул. Федерации).

Общая сумма неэффективного использования средств в 2023 году составила 508,48 тыс. руб. (в 2022 году - 4 729,80 тыс. руб.), в том числе 204,48 тыс. руб. – стоимость выполненных работ по устройству асфальтобетонного покрытия на отдельных участках автомобильных дорог, демонтированного в дальнейшем для выполнения работ на инженерных коммуникациях (Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, МП «Развитие дорожного хозяйства и повышение безопасности дорожного движения в муниципальном образовании «город Ульяновск»»).

В соответствии со ст. 34 Бюджетного кодекса РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

В соответствии с Методикой определения суммы неэффективного использования средств к неэффективным расходам относятся, в том числе, расходы на строительство объектов, которые не введены в эксплуатацию в срок, превышающий 6 месяцев с момента окончания строительства; стоимость работ, выполненных за счет бюджетных средств, результаты которых были уничтожены последующими работами и др.

 

Реализация результатов контрольных мероприятий (вынесенные представления и предписания), информация об устранении нарушений

 

По результатам контрольных мероприятий Контрольно-счётной палатой в 2023 году в адрес проверяемых объектов направлено 10 представлений и 2 предписания, содержащих предложения и рекомендации по устранению и предупреждению выявленных нарушений и замечаний, а также недопустимости неэффективного использования бюджетных средств, в том числе:

в части нарушений и замечаний при формировании и исполнении бюджетов:

·выполнение требований постановления администрации города Ульяновска о некоторых мерах по реализации решения о бюджете, осуществление контроля со стороны руководителей муниципальных программ за соблюдением действующего законодательства при разработке, формировании, реализации и оценки эффективности муниципальных программ (в том числе, подтверждение значений показателей), соблюдение требований законодательства по размещению информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе отражения даты размещения публикуемых документов,

·соблюдение как учредителями, так и подведомственными учреждениями требований законодательства РФ, в том числе, при формировании муниципального задания - учет показателей выполнения муниципального задания в предыдущие периоды, учет предложений учреждений, касающихся потребности в соответствующих услугах и работах, при исполнении муниципального задания – подтверждение показателей качества, принятия мер по возврату в бюджет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания при невыполнении муниципального задания;

в части нарушений и замечаний по ведению бухгалтерского учёта, составлению и предоставлению бухгалтерской (финансовой) отчётности: по соблюдению требований законодательства по ведению бухгалтерского, бюджетного учёта; Инструкций по применению Плана счетов бюджетного учёта, о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчётности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ; по осуществлению внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни;

в части нарушений и замечаний в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью: по обеспечению надлежащего учёта и сохранности имущества города, в том числе по отнесению иных основных средств, стоимостью выше 50,0 тыс. руб., к особо ценному движимому имуществу;

в части нарушений и замечаний при осуществлении муниципальных закупок и закупок отдельными видами юридических лиц: по соблюдению требований порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, по контролю за исполнением контрактов и приемке результатов контрактов в соответствии с установленными требованиями технического задания, проектно-сметной документации (в том числе, документальному подтверждению стоимости материалов, по контролю за качеством поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), в том числе, в рамках гарантийного срока, соблюдению сроков выполнения работ, своевременному требованию неустойки (пени)), по размещению соответствующей информации в ЕИС.

Исполнено и снято с контроля 1 предписание и 5 представлений, по остальным представлениям и предписаниям нарушения устранены частично.

По итогам рассмотрения результатов контрольных мероприятий применено 19 мер дисциплинарной ответственности (выговор, замечания) к должностным лицам объектов контроля, допустившим выявленные нарушения.

Устранение нарушений в полном объёме по выявленным фактам находится на контроле Контрольно-счётной палаты (в основном, это устранение нарушений, связанных с устранением замечаний к качеству и объёму выполненных работ, уплатой пеней (штрафов), принятием или внесением изменений в нормативно-правовые, локальные акты, обращением в суд и др.).

По информации, подтверждённой документально, поступившей от проверяемых организаций, устранено нарушений в 2023 году на сумму 112 534,81 тыс. руб., в том числе, возмещено в бюджет 21,56 тыс. руб., выполнено работ, оказано услуг, проведено мероприятий по устранению нарушений – 112 513,25 тыс. руб.

По итогам контрольных мероприятий и по рекомендации Контрольно-счётной палаты в 2023 году были внесены изменения в локальные акты объектов контроля (учетную политику), в нормативные правовые акты администрации города Ульяновска, в том числе, муниципальные программы, Порядки предоставления субсидий.

Во исполнение полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях в 2023 году было составлено 9 протоколов об административных правонарушениях, в том числе:

- по статье 15.15.5 КоАП РФ (нарушение условий предоставления субсидий) – 3 протокола;

- по статье 15.14 КоАП РФ (нецелевое использование бюджетных средств) – 5 протоколов;

- по статье 19.7 (ч.4) КоАП РФ (непредставление или несвоевременное представление сведений (информации) в орган, осуществляющий муниципальный финансовый контроль) – 1 протокол.

По результатам рассмотрения указанных протоколов судьями вынесены постановления о назначении штрафов, предупреждений, объявлении устного замечания. Поступило штрафов на сумму 27,72 тыс. руб.

 

Экспертно-аналитическая деятельность

 

Контроль за соблюдением бюджетного законодательства, нормативно-правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью, контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчётности осуществлялся Контрольно-счётной палатой также в форме экспертно-аналитических мероприятий.

В 2023 году проведено 185 экспертно-аналитических мероприятий, в том числе:

- подготовка заключений на отчёты об исполнении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» (за 2022 год, за 1 квартал, 1 полугодие, 9 месяцев 2023 года);

- экспертиза проекта бюджета на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов;

- анализ реализации Управлением физической культуры и спорта администрации города Ульяновска муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в муниципальном образовании «город Ульяновск»» за период с 2014 по 2022 год;

- анализ соблюдения администрацией города Ульяновска порядка ведения реестра муниципального имущества (по объекту учёта - «зелёные насаждения»);

- анализ методик Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска, применяемых при составлении проекта бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов;

- экспертиза проектов нормативно-правовых актов (в том числе, изменений в Программу приватизации муниципального имущества муниципального образования «город Ульяновск» на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, изменений в решение «Об утверждении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов», изменений в муниципальные программы, проектов муниципальных программ, планируемых к реализации с 2024 года и др.).

Общая сумма выявленных нарушений и замечаний по проведённым в 2023 году экспертно-аналитическим мероприятиям составила 190 581,52 тыс. руб.

По результатам проведения внешней проверки годового отчёта об исполнении бюджета за 2022 год, с учетом внешней проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств в заключении Контрольно-счётной палаты были отражены все основные моменты исполнения бюджета города, а также рекомендовано администрации города Ульяновска, главным администраторам бюджетных средств принять меры по соблюдению Инструкции о порядке составления и представления отчётности об исполнении бюджетов бюджетной системы в части составления такой отчётности, проведения инвентаризации, отражения информации в Пояснительных записках; по применению установленных кодов бюджетной классификации при администрировании доходов на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации НП «Безопасные и качественные дороги»; по согласованности показателей муниципальных программ и национальных (региональных) проектов; по соблюдению Порядка формирования и реализации адресной инвестиционной программы, особенно, в части сопоставимости бюджетных ассигнований, а также в части отражения в бухгалтерском учёте объектов капитального строительства и затрат на капитальные вложения, связанных с разработкой проектно-сметной документации и инженерно-геологическими изысканиями; по исполнению Программы приватизации, Программы заимствований, по соблюдению порядка ведения долговой книги, по соблюдению текстовых пунктов решения о бюджете.

 

В ходе проведения экспертизы проектов решений Ульяновской Городской Думы «О внесении изменений в решение Ульяновской Городской Думы «Об утверждении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» были выявлены замечания, касающиеся направления бюджетных ассигнований в качестве субсидии на иные цели учреждению на оплату обязательств, которые возникли при осуществлении закупок в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ, отсутствия документов, предусмотренных решением Ульяновской Городской Думы от 16.11.2005 №184, постановлением от 21.12.2022 №1856, подтверждающих обоснованность заявленных расходов (сметные расчеты, калькуляция и иные).

 

По результатам экспертизы проекта решения Ульяновской Городской Думы «Об утверждении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» (далее – Проект решения) были выявлены, в том числе, замечания в части:

- подготовки Прогноза СЭР, а также соблюдения Закона о стратегическом планировании и Постановления Правительства РФ от 25.06.2015 №631 по размещению Прогноза СЭР в реестре документов стратегического планирования (gasu.gov.ru);

- подтверждения расчета прогнозной суммы поступлений в результате исполнения Программы приватизации в 2023-2025 годах;

- расхождения прогнозных сумм по налоговым доходам бюджета города, отраженных в Проекте бюджета от данных, представленных УФНС России по Ульяновской области;

- несоответствия представленной оценки налоговых расходов за 2022 год требованиям Порядка №697 (отсутствие пояснений и расчётов; выводов о вкладе налогового расхода в достижение целей муниципальной программы и (или) целей социально-экономической политики, о достижении целевых характеристик налогового расхода, в части сведений о показателях (индикаторах) достижения целей предоставления льготы);

- не соблюдения требований Положения от 30.05.2022 №749 при включении в проект адресной инвестиционной программы на 2024 год 8 (восьми) объектов;

- формирования дорожного фонда (в части отсутствия закрепления за Управлением дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска кода вида доходов по планируемым поступлениям субсидий на внедрение интеллектуальных транспортных систем, не включение в дорожный фонд субсидий, связанных с благоустройством дворовых территорий);

- проектов муниципальных программ (отсутствие обоснования сумм финансового обеспечения за пределами планового периода (2027-2029 годы), несоответствие показателей, отраженных в паспортах МП показателям, установленным Планом мероприятий по реализации Стратегии, несоответствие налоговых расходов в проектах паспортов МП и в проекте Перечня налоговых расходов и др.).

Было предложено рассмотреть замечания Контрольно-счётной палаты и доработать, например, следующие правовые акты (изменения внесены (или вносятся)): Методику расчёта лимита выпадающего дохода, Методику прогнозирования поступлений по источникам финансирования дефицита, Порядок формирования перечня налоговых расходов, Порядки о предоставлении субсидий, Перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета.

 

В ходе анализа реализации Управлением физической культуры и спорта администрации города Ульяновска муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в муниципальном образовании «город Ульяновск»» за период с 2014 по 2022 год были установлены замечания (за весь анализируемый период):

- к текстовой части МП (отсутствие аналитической информации);

- к целевым индикаторам (отсутствие обоснования выбора целевых индикаторов, их исходных (первоначальных) значений, определение источников информации, отсутствие Методики сбора исходной информации и расчёта);

- к форме и содержанию отчётов о ходе реализации МП, анализу МП и предложениям по дальнейшей реализации МП;

- к осуществлению контроля со стороны Управления физической культуры и спорта администрации города Ульяновска за реализацией МП, а также обеспечению сохранности спортивно-технологического оборудования, приобретенного в рамках мероприятий МП и принятием мер ответственности к поставщикам.

С учётом выявленных замечаний, Управлению физической культуры и спорта администрации города Ульяновска было рекомендовано обеспечить исполнение программы, в том числе, предоставление достоверных отчётов и документов, подтверждающих достижение результатов, эффективное использование оборудования.

 

При проведении анализа соблюдения администрацией города Ульяновска порядка ведения реестра муниципального имущества (по объекту учёта - «зелёные насаждения») было установлено, что реестр муниципального имущества не содержит полной и достоверной информации по объекту учёта «зелёные насаждения».

Кроме того, установлены нарушения Закона Ульяновской области от 25.02.2020 № 7-ЗО и Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ в части отсутствия в Правилах благоустройства города Ульяновска информации по вопросам учёта, оценки и ведения реестра зелёных насаждений в муниципальном образовании «город Ульяновск», в том числе определения уполномоченного органа (структурного подразделения) на ведение такого реестра, а также отсутствие оценки состояния озеленённых территорий муниципального образования «город Ульяновск», инвентаризации зелёных насаждений.

По результатам проведения указанного экспертно-аналитического мероприятия были даны рекомендации администрации города Ульяновска, главным распорядителям бюджетных средств принять меры по организации учёта зелёных насаждений (проведение инвентаризации зелёных насаждений в границах муниципального образования «город Ульяновск», оценки состояния озеленённых территорий, направление сведений в реестр муниципального имущества, отражение  операций  по зелёным насаждениям в бухгалтерском и бюджетном учёте  учреждений); анализу и сопоставлению сведений, содержащихся в Правилах землепользования города Ульяновска и в реестре  муниципального  имущества, а также по приведению нормативных правовых актов, касающихся  учёта и ведения реестра зелёных насаждений на территории муниципального образования «город Ульяновск» в соответствие законодательству в этой сфере и их исполнению.

 

В ходе анализа Методики прогнозирования поступлений доходов в бюджет муниципального образования «город Ульяновск» Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска, применяемой при составлении проекта бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (далее - Методика прогнозирования) установлено её несоответствие Общим требованиям в части отсутствия в ней общих положений; информации об источниках данных, алгоритмов определения значений для отдельных показателей, используемых для расчета прогнозного объема поступлений; конкретизации условий, влияющих на расчёт прогнозирования и способ (формулы) прогнозирования. Кроме того, установлены замечания к обоснованности расчетов по четырем видам доходов.

С учётом выявленных замечаний, Управлению муниципальной собственностью администрации города Ульяновска было рекомендовано проанализировать и доработать Методику прогнозирования.

Мониторинг деятельности администрации города Ульяновска по реализации национальных проектов (анализ бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию нацпроектов, их исполнение, в том числе, мониторинг контрактов, заключенных ГРБС в рамках реализации нацпроектов, их исполнения) осуществлялся в рамках подготовки заключения по оперативному анализу достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям составления и представления отчета об исполнении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» за 2022 год, за 1 квартал, 6 месяцев, 9 месяцев 2023 года.

Информация о результатах проведённых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий ежеквартально, в соответствии с полномочиями, направлялась Контрольно-счётной палатой в адрес Ульяновской Городской Думы и Главы города Ульяновска.

 

Реализация принципа гласности в деятельности Контрольно-счётной палаты, противодействие коррупции

 

Реализация принципа гласности в деятельности Контрольно-счётной палаты осуществлялась в 2023 году путём размещения информации о деятельности Контрольно-счётной палаты, плана работы и изменений в него, отчётов о результатах контрольных мероприятий, предписаний, представлений, локальных правовых актов, в том числе по вопросам  противодействия коррупции на официальном сайте Контрольно-счётной палаты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://www.k-sp.ru) и в средствах массовой информации (газета «Ульяновск-сегодня» (официальное издание муниципального образования «город Ульяновск»)).

За 2023 год на официальном сайте Контрольно-счётной палаты размещен 31 материал, количество публикаций в средствах массовой информации – 9.

Работа по противодействию коррупции в Контрольно-счётной палате осуществлялась путем обеспечения соблюдения лицами, замещающими муниципальные должности, и лицами, замещающими должности муниципальной службы, обязанностей, ограничений и запретов, установленных законодательством РФ о противодействии коррупции и о муниципальной службе. Справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера председателя, заместителя председателя Контрольно-счётной палаты, муниципальных служащих, а также, о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера их супругов и несовершеннолетних детей были представлены в установленные сроки.

Проведение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в том числе, отражение нарушений в актах и заключениях, урегулировано Регламентом, семью утверждёнными распоряжениями председателя Контрольно-счётной палаты стандартами финансового контроля, а также Методиками, рекомендованными Счётной палатой РФ, Союзом муниципальных контрольно-счётных органов (далее – Союз МКСО).

В 2023 году работники Контрольно-счётной палаты принимали участие в заседаниях межведомственной комиссии по противодействию коррупции в прокуратуре Ленинского района г. Ульяновска, межведомственной комиссии по противодействию коррупции в муниципальном образовании «город Ульяновск».

 

Иная деятельность Контрольно-счётной палаты

 

Взаимодействие с органами прокуратуры, Управлением Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Ульяновской области, Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Ульяновской области осуществлялось как по вопросам осуществленных Контрольно-счётной палатой контрольных мероприятий, так и в рамках мероприятий, проводимых соответствующими органами.

Так, по итогам рассмотрения материалов по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, направленных в 2023 году Контрольно-счётной палатой в органы прокуратуры, прокуратурой Ленинского района было вынесено 5 представлений, 1 лицо привлечено к административной ответственности, прокуратурой Заволжского района материалы направлены в ОМВД по Ленинскому району города Ульяновска.

В 2023 году работники Контрольно-счётной палаты принимали участие в проверочных мероприятиях на основании обращений Прокуратуры Ульяновской области, Ленинского, Железнодорожного районов города Ульяновска, Следственного Управления УМВД России по Ульяновской области (в том числе, по вопросам оценки сметной документации, полноты и соответствия произведенных работ, проверки вопросов финансово-хозяйственной деятельности и др.).

В отчётный период Контрольно-счётной палатой были рассмотрены 5 обращений по вопросам проверки законности и эффективности расходования бюджетных средств, соблюдения законодательства в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью, Федерального закона №44-ФЗ.

В 2023 году Контрольно-счётная палата приняла участие (в качестве третьего лица) в рассмотрении 3 судебных дел.

В 2023 году Контрольно-счётная палата продолжила сотрудничество с Союзом МКСО по обмену опытом в сфере внешнего муниципального финансового контроля, по анализу проблем, предложений по совершенствованию такого контроля, обобщению лучшей практики.

В рамках взаимодействия со Счётной палатой Ульяновской области Контрольно-счётная палата принимала участие в деятельности Совета органов внешнего финансового контроля, представляла ежеквартальные отчёты о своей деятельности.

В 2023 году 10 работников Контрольно-счётной палаты прошли обучение по программам повышения квалификации, в том числе, по направлениям совершенствования внешнего муниципального финансового контроля, муниципального нормотворчества, бухгалтерского учёта.

 

 

План работы Контрольно-счётной палаты муниципального образования «город Ульяновск» на 2024 год

 

План работы Контрольно-счётной палаты на 2024 год (далее - План работы) утверждён распоряжением председателя от 27.12.2023 № 48.

В Плане работы учтены все поручения Ульяновской Городской Думы.

План работы на 2024 год содержит 11 контрольных мероприятий, в том числе проверки:

-по вопросу законности и результативности использования средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск», выделенных:

·на реализацию 8 муниципальных программ, 3 из которых связаны с реализацией 3 национальных проектов;

·на предоставление грантов в форме субсидий юридическим лицам (за исключением государственных и муниципальных учреждений) и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги дополнительного образования, в рамках персонифицированного финансирования дополнительного образования обучающихся в рамках ведомственной целевой программы «Обеспечение организации деятельности Управления образования администрации города Ульяновска и подведомственных образовательных организаций»;

·на обеспечение деятельности (оказание услуг) муниципального бюджетного учреждения «Горсвет»;

-по вопросу проверки финансово-хозяйственной деятельности муниципального унитарного предприятия «Ульяновскводоканал» в части использования средств, выделенных из бюджета муниципального образования «город Ульяновск».

Кроме контрольных мероприятий в 2024 году запланированы экспертно-аналитические мероприятия, продолжение работы в сфере аудита закупок, мониторинг деятельности администрации города Ульяновска по реализации региональных проектов, направленных на достижение целей и показателей национальных проектов, анализ бюджетных расходов на озеленение и содержание зелёных насаждений и достигнутых результатов.

План работы размещен на официальном сайте Контрольно-счётной палаты.

Контрольно-счётной палатой продолжится внесение изменений в локальные правовые акты, реализация полномочий по составлению протоколов по составам, предусмотренным КоАП РФ, участие в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции.

 

 

Председатель

Контрольно-счётной палаты                                                                   Н.В. Кузнецова