|
Отчёт о результатах проведённого контрольного мероприятия в Управлении образования администрации города Ульяновска (акт от 01.06.2021 №8)ОТЧЁТ о результатах проведённого контрольного мероприятия Проверка законности и результативности использования в 2020 году средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск», выделенных Управлению образования администрации города Ульяновска в части предоставления грантов в форме субсидий юридическим лицам (за исключением государственных и муниципальных учреждений) и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги дополнительного образования, в рамках персонифицированного финансирования дополнительного образования обучающихся.
Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 1.4 плана работы Контрольно-счётной палаты на 2021 год, утверждённый распоряжением председателя Контрольно-счётной палаты от 25.12.2020 №63, поручение на проведение контрольного мероприятия от 04.03.2021 №5.
Цель (предмет) контрольного мероприятия: проверка законности и результативности использования в 2020 году средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск», выделенных Управлению образования администрации города Ульяновска в части предоставления грантов в форме субсидий юридическим лицам (за исключением государственных и муниципальных учреждений) и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги дополнительного образования, в рамках персонифицированного финансирования дополнительного образования обучающихся.
Проверяемый период деятельности: с 01.01.2020 по 31.12.2020.
Срок проведения контрольного мероприятия: с 09.03.2021 по 09.04.2021.
Объём проверенных денежных средств: 2 043,8 тыс. руб. (бюджетные средства выделенные Управлению образования администрации города Ульяновска в части предоставления грантов в форме субсидий юридическим лицам (за исключением государственных и муниципальных учреждений) и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги дополнительного образования, в рамках персонифицированного финансирования дополнительного образования обучающихся). - нарушения ведения бухгалтерского учёта, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчётности (группа 2) – 0,0 тыс. руб. (1 нарушение).
Результаты контрольного мероприятия, выявленные нарушения, недостатки: 1.Ведомственная целевая программа «Обеспечение организации деятельности Управления образования администрации города Ульяновска и подведомственных образовательных организаций» утверждена приказом Управления образования администрации города Ульяновска от 15.09.2014 №918/1 (с изменениями, далее – Программа). В соответствии с решением Ульяновской Городской Думы от 27.11.2019 № 119 «Об утверждении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (с изменениями от 23.06.2020 №70) Управлению образования на 2020 год были предусмотрены ассигнования на реализацию основного мероприятия ведомственной целевой программы на предоставление грантов в форме субсидий юридическим лицам, в том числе негосударственным (коммерческим и некоммерческим) организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги дополнительного образования, в рамках персонифицированного финансирования дополнительного образования обучающихся, по главе 473 разделу 0709 целевой статье 2800163150 в общей сумме 8 762,5 тыс. руб. Общая сумма уточнённых бюджетных ассигнований составила 2 043,8 тыс. руб. или 23,4 % от первоначально доведенных ассигнований, исполнение составило 598,6 тыс. руб. или 29,3% от уточнённых бюджетных ассигнований. Согласно отчёту Управления о ходе реализации Программы фактический показатель целевого индикатора «количество детей, которым предоставляются услуги дополнительного образования в рамках финансирования грантов в форме субсидий юридическим лицам, в том числе негосударственным (коммерческим и некоммерческим) организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги дополнительного образования, в рамках персонифицированного финансирования дополнительного образования обучающихся» составил 250 чел., при плановом значении 480 чел. (источником информации являются Соглашения с юридическими лицами, (за исключением государственных и муниципальных учреждений) и индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги дополнительного образования, в рамках ПФДО, в которых количество детей не указано), или 52,1%.
2.В рамках основного мероприятия Программы «Предоставление общедоступного бесплатного дошкольного, общего, дополнительного образования и оказание социально-психологической помощи детям с проблемами в развитии» Управлением в 2020 году осуществлены мероприятия по предоставлению грантов в форме субсидий юридическим лицам, в том числе негосударственным (коммерческим и некоммерческим) организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги дополнительного образования, в рамках персонифицированного финансирования дополнительного образования обучающихся: индивидуальному предпринимателю Афанасьевой Е.В. (далее – ИП Афанасьева Е.В.) в сумме 979,3 тыс.руб. (соглашение о предоставлении грантов в форме субсидий от 12.10.2020 №1). Автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Региональный культурно-образовательный центр «Смарт» (далее – АНО ДО «РКОЦ «Смарт») в сумме 1 064,5 тыс.руб. (соглашение о предоставлении грантов в форме субсидий от 16.10.2020 №2). Оператором системы ПФДО выступает муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Ульяновска «Центр детского творчества №6», на которое распоряжением администрации города Ульяновска от 28.05.2019 № 139-р «О некоторых мерах по внедрению целевой модели развития муниципальной системы дополнительного образования детей в муниципальном образовании «город Ульяновск» возложены функции муниципального опорного центра дополнительного образования детей муниципального образования «город Ульяновск», в том числе на осуществление организационного, методического, информационного сопровождения системы ПФДО, ведение АИС, реестров сертификатов дополнительного образования, исполнителей образовательных услуг, программ (далее - оператор ПФДО). Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования обучающихся в муниципальном образовании «город Ульяновск» утверждены постановлением администрации города Ульяновска от 29.06.2020 №973 (далее - Правила) и регулируют функционирование системы персонифицированного финансирования дополнительного образования (ПФДО) на территории муниципального образования «город Ульяновск». Соглашения о предоставлении из бюджета муниципального образования «город Ульяновск» гранта в форме субсидий заключаются Управлением в соответствии с типовым соглашением, утвержденным распоряжением Финансового управления администрации города Ульяновска от 17.08.2020 №64 (далее – Типовое Соглашение). Порядок предоставления грантов в форме субсидий юридическим лицам (за исключением государственных и муниципальных учреждений) и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги дополнительного образования, в рамках персонифицированного финансирования дополнительного образования обучающихся утверждён постановлением администрации города Ульяновска от 28.08.2020 № 1400 (далее – Порядок).
3. В рамках контрольного мероприятия, с целью ознакомления с принципом работы АИС и порядком её администрирования, методистом ЦДТ № 6 проведена демонстрация интерфейса АИС «Навигатор дополнительного образования Ульяновской области». В ходе ознакомления, а также документальной проверки установлено, что формы заявок на авансирование и заявок на перечисление средств из бюджета муниципального образования «город Ульяновск», указанные в п.3.1. Порядка и в п.3.4. Соглашений, в АИС не предусмотрены, в программе формируется реестр договоров на оплату (дата формирования документа не отражается, указывается лишь месяц, за который сформирован документ). Соглашениями названные формы заявок также не установлены, имеются утвержденные в виде приложений формы реестра договоров на авансирование и реестра договоров на оплату, а также форма отчёта об оказанных образовательных услугах, при этом все указанные приложения к Соглашению на сайте ЦДТ №6 не размещены: - реестр договоров на авансирование содержит информацию о номере и дате заключения договора, номере сертификата, цены услуги в рублях и объёме услуги в часах (Приложение №1 к Соглашению); - реестр договоров на оплату содержит информацию о номере, дате заключения договора и периоде его действия, контрагенте, номере сертификата, доле образовательных услуг, оказанных за отчетный месяц (в процентах), сумме аванса и объёме финансовых обязательств за отчётный месяц с учётом объёма образовательных услуг (Приложение №2 к Соглашению); -отчёт об оказанных образовательных услугах содержит информацию о периоде оказания услуг, планируемом и фактическом объёме образовательных услуг (без указания единиц измерения), отклонении фактического объёма от планируемого с указанием причин (Приложение №3 к Соглашению).
4. При анализе заключенных Соглашений на соответствие их требованиям, определённым п.2.7. Порядка, а также на соответствие Типовому Соглашению, установлено следующее: 1) В нарушение п.2.7 Порядка Соглашения не содержат информацию об обязательствах Управления: о порядке и сроках перечисления гранта в форме субсидий (отсутствует указание на конкретные сроки перечисления гранта, либо на план-график перечисления гранта, указанный в п.3.2.2.1. Типового Соглашения); о порядке взыскания (возврата) средств гранта в форме субсидий в случае нарушения порядка, целей и условий его предоставления (отражено право Управления требовать возврата суммы гранта, а не обязательство). Кроме вышеуказанной информации, в нарушение Типового Соглашения, Соглашения не содержат информацию об обязанности Управления, предусмотренную пунктами 4.1.8., 4.1.10., 4.1.11. Типового Соглашения: направлять требование об обеспечении возврата субсидии в бюджет города в случае установления Управлением или получения от органа муниципального финансового контроля информации о фактах нарушения получателем порядка, целей и условий предоставления гранта, в том числе указания в документах, представленных получателем, недостоверных сведений; рассматривать предложения, документы, иную информацию, направленную получателем в течение срока определенного соглашением, и уведомлять получателя о принятом решении (при необходимости); направлять разъяснения получателю во вопросам, связанным с исполнением Соглашения в срок, определенный соглашением. Согласно п.6 ст.78.1 Бюджетного кодекса РФ договоры (соглашения) о предоставлении субсидий из местного бюджета, предусмотренные, в том числе, в соответствии с п.4 названной статьи, и дополнительные соглашения к ним, заключаются в соответствии с типовыми формами, утверждаемыми финансовым органом муниципального образования. 2) В нарушение п.2.7 Порядка Соглашения не содержат информацию об обязательствах исполнителя – о приёме на обучение по программе (части программы) определённого числа обучающихся (фраза «не менее одного обучающегося» не отражает конкретное число обучающихся).
В ходе документальной проверки выполнения условий и порядка предоставления грантов в форме субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги дополнительного образования, на соответствие Порядку, установлено следующее. 5.1. Индивидуальный предприниматель Афанасьева Е.В. 5.1.1. ИП Афанасьевой Е.В. было направлено заявление от октября 2020 №8 без даты в адрес уполномоченного органа - Управления с просьбой выдать грант в форме субсидий без указания суммы предоставляемого гранта. На представленном заявлении отсутствует отметка Управления о дате его получения. В соответствии с протоколом №1 заседания Комиссии по рассмотрению заявлений юридических лиц (за исключением государственных и муниципальных учреждений) и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги дополнительного образования в рамках системы персонифицированного финансирования дополнительного образования, на получение гранта в форме субсидии (далее – Комиссия) от 12.10.2020 рассмотрено заявление ИП Афанасьевой Е.В. на предоставление из бюджета муниципального образования «город Ульяновск» гранта в форме субсидий в рамках системы персонифицированного финансирования дополнительного образования обучающихся без указания суммы гранта. Информация по порядку расчёта суммы предоставляемого гранта, а также о наличии соответствующего объёма финансовых обязательств, предусмотренных в Управлении для предоставления гранта, в протоколе не отражена. Соглашение между Управлением и ИП Афанасьевой Е.В. о предоставлении из бюджета муниципального образования «город Ульяновск» гранта в форме субсидий в соответствии с п.4 ст.78.1 Бюджетного кодекса РФ заключено от 12.10.2020 №1 (далее – Соглашение №1). В соответствии с п.1.2. Соглашения №1 целью предоставления гранта является оплата образовательных услуг по реализации дополнительных общеразвивающих программ, оказанных Получателем в рамках системы ПФДО, согласно заявке на авансирование, заявке на перечисление средств из бюджета города Ульяновска, направленных Получателем в адрес Управления. В соответствии с п.2.1. Соглашения № 1 грант предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Управлению как получателю средств бюджета города, по кодам классификации расходов бюджетов РФ на цель, указанную в разделе 1 Соглашения, в размере 979,3 тыс.руб., код БК – не указан. 5.1.2. При анализе Соглашения №1, заключенного между Управлением и ИП Афанасьевой Е.В. на соответствие его требованиям, определённым п.2.7. Порядка, а также на соответствие типовому соглашению, установлено, что соглашение с получателем гранта должно содержать информацию о размере гранта в форме субсидии, который соответствует объёму финансовых обязательств уполномоченного органа, предусмотренных договорами об образовании. В Соглашении №1 указана сумма гранта в размере 979,3 тыс.руб. (представлена информация о 87 обучающихся, записанных на обучение через АИС). Исходя из количества обучающихся и установленного размера номинала сертификата не представляется возможным определить, из чего сложилась сумма гранта в размере 979,3 тыс.руб. В нарушение п.2.7. Порядка размер гранта, указанный в Соглашении №1 на дату его заключения в сумме 979,3 тыс.руб., документально не был подтверждён договорами об образовании. В соответствии с п.2.6 Порядка недостоверность сведений, содержащихся в документах является основанием для отказа получателю субсидий в предоставлении гранта в форме субсидий. Решение об отказе в предоставлении гранта Управлением принято не было. Управлением представлено дополнительное соглашение от 25.12.2020 №1 к Соглашению №1, согласно которому размер гранта составил 576,8 тыс.руб., код БК 473 0709 2800163150 81324В 90024ВО. 5.1.3. В ходе анализа договоров об образовании, заключенных между ИП Афанасьевой Е.В. и родителями обучающихся, установлено, что договора заключались на протяжении всего срока предоставления гранта (т.е. с 12.10.2021 по 01.12.2021), срок обучения и количество часов (от 10 до 48 часов) в таких договорах указан в соответствии с доступным остатком средств на сертификате у каждого конкретного обучающегося. С некоторыми обучающимися было заключено по 2 договора на разные обучающие программы, с общим количеством часов 64. Согласно же Соглашению №1 ИП Афанасьева Е.В. берет на себя обязательство принять на обучение в рамках системы ПФДО не менее одного обучающегося по образовательным программам в количестве 64 часов, период оказания услуг (обучения) - с 01.09.2020 по 31.12.2020. Дополнительное соглашение к Соглашению №1 в части изменения сроков оказания услуг и количества часов Управлением не представлено. В нарушении пп.4.3.9 Соглашения №1 отчёты об оказанных образовательных услугах ИП Афанасьевой Е.В. ежемесячно не предоставлялись: фактически Управлением представлен отчёт от ИП Афанасьевой Е.В., датированный 31.12.2020, содержащий информацию о периоде оказания услуг, планируемом и фактическом объёме образовательных услуг, выраженном в рублях, о величине отклонения фактического объёма от планируемого с указанием причин отклонения.
5.2. АНО ДО «РКОЦ «Смарт». 5.2.1. АНО ДО «РКОЦ «Смарт» было направлено заявление от 14.10.2020 исх. №8 в адрес Управления (уполномоченного органа) с просьбой выдать грант в форме субсидий в размере 1 064,5 тыс.руб. На представленном заявлении отсутствует отметка Управления о дате его получения. В соответствии с протоколом №2 заседания Комиссии от 16.10.2020, рассмотрено заявление директора АНО ДО «РКОЦ «Смарт» на предоставление из бюджета муниципального образования «город Ульяновск» гранта в форме субсидий и принято решение о предоставлении АНО ДО «РКОЦ «Смарт» гранта в форме субсидий в размере 1 064,5 тыс.руб. Информация по порядку расчёта суммы предоставляемого гранта, а также о наличии соответствующего объёма финансовых обязательств, предусмотренных в Управлении для предоставления гранта, в протоколе не отражена. Соглашение между Управлением и АНО ДО «РКОЦ «Смарт» о предоставлении из бюджета муниципального образования «город Ульяновск» гранта в форме субсидий в соответствии с п.4 ст.78.1 Бюджетного кодекса РФ заключено от 16.10.2020 №2 (далее – Соглашение №2). В соответствии с п.1.2. Соглашения №1 целью предоставления гранта является оплата образовательных услуг по реализации дополнительных общеразвивающих программ, оказанных Получателем в рамках системы ПФДО, согласно заявке на авансирование, заявке на перечисление средств из бюджета города Ульяновска, направленных Получателем в адрес Управления. Согласно п.2.1. Соглашения №2 грант предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Управлению как получателю средств бюджета города, по кодам классификации расходов бюджетов РФ на цель, указанную в разделе 1 Соглашения, в размере 1 064,5 тыс.руб., в том числе в 2020 году 1 064,5 тыс.руб., код БК – не указан. 5.2.2. При анализе Соглашения №2, заключенного между Управлением и АНО ДО «РКОЦ «Смарт» на соответствие его требованиям, определённым п.2.7. Порядка, а также на соответствие типовому соглашению, установлено, что соглашение с получателем гранта должно содержать информацию о размере гранта в форме субсидии, который соответствует объёму финансовых обязательств уполномоченного органа, предусмотренных договорами об образовании. В Соглашении №2 указана сумма гранта в размере 1 064,5 тыс.руб. (представлена информация о восьми обучающихся, записанных на обучение через АИС). Исходя из количества обучающихся и установленного размера номинала сертификата не представляется возможным определить, из чего сложилась сумма гранта в размере 1 064,5 тыс.руб. В нарушение п.2.7. Порядка размер гранта, указанный в Соглашении №2 на дату его заключения в сумме 1 064,5 тыс.руб., документально не был подтверждён договорами об образовании. В соответствии с п.2.6 Порядка недостоверность сведений, содержащихся в документах является основанием для отказа получателю субсидий в предоставлении гранта в форме субсидий. Решение об отказе в предоставлении гранта Управлением принято не было. Управлением представлено дополнительное соглашение от 25.12.2020 №1 к Соглашению №2, согласно которому размер гранта составил 21,8 тыс.руб., код БК 473 0709 2800163150 63324В 90024ВОД. 5.2.3.В ходе анализа договоров об образовании, заключенных между АНО ДО «РКОЦ «Смарт» и родителями обучающихся, установлено, что срок обучения в таких договорах указан с 16.10.2020 по 28.12.2020, количество часов указано от 20 до 44. Тогда как, согласно Соглашению №2 АНО ДО «РКОЦ «Смарт» берет на себя обязательство принять на обучение в рамках системы ПФДО не менее одного обучающегося по образовательным программам в количестве 64 часов, период оказания услуг (обучения) - с 01.09.2020 по 31.12.2020. Дополнительное соглашение к Соглашению №2 в части изменения сроков оказания услуг и количества часов Управлением не представлено. В нарушении пп.4.3.9 Соглашения №2 отчёты об оказанных образовательных услугах АНО ДО «РКОЦ «Смарт» ежемесячно не предоставлялись: фактически Управлением представлено 2 отчёта от АНО ДО «РКОЦ «Смарт», датированные 31.12.2020 и 19.01.2021 и содержащие идентичную информацию о периоде оказания услуг, планируемом и фактическом объёме образовательных услуг, выраженном в рублях, о величине отклонения фактического объёма от планируемого с указанием причин отклонения.
6. В соответствии с п. 2.2. Соглашения грант предоставляется согласно заявке на авансирование, заявке на перечисление средств из бюджета города в объёме, не превышающем финансовые обязательства Управления, предусмотренные договорами об образовании. В соответствии с п.4.1.1. Соглашения Управление обязуется своевременно и в полном объёме осуществлять оплату образовательных услуг, оказываемых Получателем в рамках системы ПФДО, на основании выставляемой Получателем заявке на авансирование, заявке на перечисление средств из бюджета города. В соответствии с п.4.3.7. Соглашения Получатель обязуется предоставлять Управлению ежемесячно реестр договоров на авансирование в текущем месяце и реестр договоров за прошедший месяц в соответствии с Приложениями №1 и №2 к Соглашению. В соответствии с п. 3.1. Порядка в целях получения гранта в форме субсидии исполнитель образовательных услуг ежемесячно в срок, установленный уполномоченным органом, формирует и направляет посредством АИС в уполномоченный орган заявку на авансирование средств из бюджета муниципального образования «город Ульяновск», содержащую сумму и месяц авансирования, и реестр договоров об образовании, по которым запрашивается авансирование. Заявки на авансирование и реестр договоров об образовании, по которым запрашивается авансирование ИП Афанасьевой Е.В. и АНО ДО «РКОЦ «Смарт» не предоставлялись. За период оказания услуг ИП Афанасьевой Е.В. (с 12.10.2020 по 31.12.2020), АНО ДО «РКОЦ «Смарт» (с 16.10.2020 по 31.12.2020) в Управление предоставлялись реестры договоров на оплату на бумажном носителе без даты (АНО ДО «РКОЦ «Смарт» предоставлял реестры договоров на оплату как по форме, предусмотренной Приложением №2 к Соглашению №2, так и по форме, предусмотренной в АИС Навигатор). На бумажных носителях реестров договоров на оплату (ИП Афанасьевой Е.В., АНО ДО «РКОЦ «Смарт») отсутствует отметка о дате их поступления в Управление. Таким образом, подтвердить, что документы на оплату на бумажном носителе направлялись ИП Афанасьевой Е.В., АНО ДО «РКОЦ «Смарт» в Управление не позднее 2-го числа месяца, следующего за отчётным (п.3.4. Соглашений №1, №2), не представляется возможным.
7. Согласно п.5.1. Порядка контроль за выполнением условий соглашения о предоставлении гранта в форме субсидии и организацию процедуры приёма отчёта об оказанных образовательных услугах в рамках системы ПФДО в сроки, установленные соглашением о предоставлении грантов в форме субсидии, осуществляет уполномоченный орган. В соответствии с п.1.3. Порядка результатом предоставления гранта в форме субсидии является освоение программ обучающимися, получившими образовательные услуги по сертификатам дополнительного образования в рамках системы ПФДО. В соответствии с п.4.1. Порядка результатом предоставления гранта в форме субсидии является оказание образовательных услуг в объеме, указанном исполнителем образовательных услуг в заявках на авансирование средств из бюджета муниципального образования «город Ульяновск» (заявках на перечисление средств). В отчетах, представленных ИП Афанасьевой Е.В. и АНО ДО «РКОЦ «Смарт», объём оказанных образовательных услуг указан в рублях, информация по количеству освоенных обучающимися часов в рамках образовательных программ отсутствует. В рамках контрольного мероприятия информация по фактическому освоению учащимися количества часов была предоставлена из АИС Навигатор - представлен реестр договоров, согласно которому был предоставлен объём услуг (в соответствии с заключенными договорами): - ИП Афанасьева Е.В.: в количестве от 10 до 48 часов (общая сумма часов по двум программам у одного обучающегося могла составлять 64 часа); - АНО ДО «РКОЦ «Смарт»: в количестве от 20 до 44 часов. Таким образом, данные отчётов об объёме оказанных образовательных услуг, указанные в рублях, не подтверждают факт освоения программ обучающимися в рамках системы ПФДО, а фактический объём услуг, указанный в часах в реестре договоров, не соответствует Соглашениям № 1 и №2 в части их количества.
8. В соответствии с п. 140 Инструкции, утвержденной Приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н: - учет бюджетных обязательств получателем бюджетных средств ведется на счете 0 502 01 000 «Принятые обязательства». - учет денежных обязательств получателем бюджетных средств ведется на счете 0 502 02 000 «Принятые денежные обязательства». Управлением представлена учетная политика (приказ Управления от 20.12.2019 №1380 «О внесении дополнений в учетную политику для целей бюджетного учёта нат 2020 год» в соответствии с которой учёт бюджетных обязательств ведется в программе (1С:Предприятие) Распорядитель (п.9.1. Учётной политики). Письмом от 06.04.2021 №02-33/402 (вх. от 07.04.2021 №360) Управление информирует, что учёт бюджетных обязательств ведется в программе (1С:Предприятие) «Распорядитель», в связи с чем нет возможности предоставить карточку счёта 502.11 «Принимаемые обязательства» по КБК 473 0709 2800163150 633 (813) за 2020 год. В нарушение п. 140 Инструкции № 162н и п. 319 Инструкции № 157н Управлением счет 502.00 «Принимаемые обязательства» по КБК 473 0709 2800163150 633 (813) не вёлся.
Пояснения и замечания к акту о результатах проведённого контрольного мероприятия: отсутствуют.
Предложения (рекомендации): Управлению образования администрации города Ульяновска (432071 г.Ульяновск, ул. Спасская, д.14) следует:
Инспектор Контрольно-счётной палаты (руководитель контрольного мероприятия) Крылова Е.Н. |