Отчёт о результатах проведённого контрольного мероприятия в администрации города Ульяновска (акт от 29.01.2024 №1)


ОТЧЁТ

о результатах проведённого контрольного мероприятия

Проверка законности и результативности использования в 2022 году средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск», выделенных администрации города Ульяновска на
реализацию мероприятий муниципальной программы «Охрана окружающей среды муниципального образования «город Ульяновск».

 

Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 1.11 плана работы Контрольно-счётной палаты на 2023 год, утверждённого распоряжением председателя Контрольно-счётной палаты от 29.12.2022 №37, поручение на проведение контрольного мероприятия от 07.12.2023 №11.

 

Цель (предмет) контрольного мероприятия: проверка законности и результативности использования в 2022 году средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск», выделенных администрации города Ульяновска на реализацию мероприятий муниципальной программы «Охрана окружающей среды муниципального образования «город Ульяновск».

 

Объект (объекты) контроля: Администрация города Ульяновска (Управление по охране окружающей среды администрации города Ульяновска).

 

Проверяемый период деятельности: с 01.01.2022  по 31.12.2022

 

Срок проведения контрольного мероприятия: с 11.12.2023 по 29.12.2023.

 

Объём проверенных денежных средств: 65 838,88 тыс. руб.

 

Общая денежная сумма нарушений – 255,3 тыс. руб. (14 нарушений), в том числе в соответствии с Классификатором нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), одобренного Коллегией Счётной палаты Российской Федерации от 26.12.2021 (по группам нарушений):

-  нарушения при формировании и исполнении бюджетов (группа 1) –  0,0 тыс. руб. (7 нарушений);

- нарушения ведения бухгалтерского учёта, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчётности (группа 2) – 0,0 тыс. руб.;

- нарушения в сфере управления и распоряжения государственной (муниципальной) собственностью (группа 3) – 0,00 тыс. руб.(2 нарушения);

- нарушения при осуществлении государственных (муниципальных) закупок и закупок отдельными видами юридических лиц (группа 4) –0,0 тыс. руб. (1 нарушение);
- неэффективное использование бюджетных средств – 255,3 тыс. руб. (2 нарушения);

- замечания (недостатки) НПА – 0,0 тыс.руб. (2 нарушения).

 

Результаты контрольного мероприятия, выявленные нарушения, недостатки:

 

1. Муниципальная программа «Охрана окружающей среды муниципального образования «город Ульяновск» утверждена постановлением администрации города Ульяновска от 11.10.2013 №4400 (далее – Программа).  Руководителем Программы является начальник управления - главный эколог управления по охране окружающей среды администрации города Ульяновска.

В соответствии с решением УГД от 08.12.2021 №214 «Об утверждении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» администрации города Ульяновска были предусмотрены первоначальные ассигнования на реализацию мероприятий  Программы  в общей сумме 3 518,0 тыс.руб. С учётом внесения изменений в решение УГД от 08.12.2021 №214 общая сумма уточнённых бюджетных ассигнований на реализацию Программы составила 65 838,9 тыс.руб., что больше первоначальных ассигнований на 62 320,9 тыс.руб. Объём ассигнований, выделенных из бюджета Ульяновской области в виде субсидий на реализацию мероприятий Программы, составил 62 399,3 тыс.руб.

Согласно «Отчёту об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета» (ф. 0503127) расходы Администрации на реализацию мероприятий Программы в 2022 году составили в общей сумме 354,8 тыс. руб. или 0,54% от суммы утверждённых бюджетных ассигнований.

Информация о реализации мероприятий Программы представлена в Таблице.


Таблица

№ п/п

 Наименование  основных мероприятий Программы

Предусмотрено ассигнований Программой, тыс.руб.

Исполнено ассигнований, тыс.руб.

1

Организация накопления, вывоза, утилизации и переработки коммунальных промышленных отходов

0,0

0,0

2

Создание, охрана и содержание объектов зелёного фонда

155,3

150,0

3

Содержание, использование и охрана водных объектов общего пользования

210,6

204,8

4

Экологическое просвещение населения

0,0

0,0

5

Подготовка проектной документации на противооползневые работы

65 472,98

0,0

Итого

65 838,88

354,8

 

Наибольшая сумма ассигнований Программы в 2022 году была предусмотрена на реализацию мероприятий по подготовке проектной документации на противооползневые работы: Программой предусмотрено 65 472,98 тыс.руб., исполнение составило  0,0 тыс.руб.

 

2.В рамках основного программного мероприятия «Создание, охрана и содержание объектов зеленого фонда» осуществлено программное мероприятие «Проведение плановых мероприятий по восстановлению и развитию особо охраняемых природных территорий местного значения».

Информация о перечне плановых мероприятий по восстановлению и развитию особо охраняемых природных территорий по годам их реализации и в разрезе таких территорий в Программе и иных документах не отражена.

Расходы в рамках Программы осуществлялись по одному муниципальному  контракту от 16.12.2022 №29, заключенному   с ИП Котовым М.С. на  выполнение работ по  подготовке  схемы размещения  земельного участка  под ООПТ МЗ «Дружбы народов» с координатами характерных (поворотных) точек общей границы ООПТ МЗ «Дружбы народов», а также границ зон рекреации и покоя (в системе координат МСК-73)  на сумму 150,0 тыс.руб.  Контракт заключен путём осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п.4 ч.1 ст.93 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В нарушение положений, установленных ст.22 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ, Администрацией города Ульяновска определена начальная (максимальная) цена контракта с нарушением положений Методических рекомендаций по определению НМЦК от 02.10.2013 № 567 (использовались коммерческие предложения с ценовой информацией, не содержащей расчёт цен товаров, работ, услуг).

При осуществлении такой закупки в запросе ценовой информации потенциальным поставщикам Администрацией был указан размер лимита выделенных средств, что не соответствует принципу эффективности использования бюджетных средств, установленному ст.34 Бюджетного кодекса РФ, (необходимость достижения заданного результата с использованием наименьшего объёма средств).

Вышеуказанный контракт не содержит технического задания: в контракте не отражён перечень необходимых нормативных правовых актов и документов, в соответствии с которыми будут производиться вышеназванные работы; не установлены требования о необходимости (или отсутствии необходимости) проведения топографической съёмки или топографического плана для подготовки схемы размещения земельного участка; не установлены требования к масштабу разрабатываемых планов и схем   и т.д.

Контрактом также не установлены требования к результатам выполняемых работ: формат предоставления таких экземпляров (на бумажном и (или) электронном носителях); требования к формату электронного носителя (при его наличии); количество экземпляров схемы размещения земельного участка.

В нарушение п.4.2. контракта документальное подтверждение о направлении исполнителем письменного уведомления о факте выполненных работ в ходе проведения контрольного мероприятия не представлено.

Комплект отчётной документации к контракту «Описание местоположения границ ООПТ МЗ «ПКО Дружбы народов», подписанной Котовым М.С. 22.12.2022, представлен в рамках запроса Контрольно-счётной палаты и включает в себя: сведения об объекте (местоположение объекта, площадь объекта, характеристики объекта); сведения о местоположении изменённых (уточнённых) границ объекта (указаны сравнительные данные о существующих координатах и изменённых (уточнённых) координатах характерных точек, которые оказались идентичны между собой); план границ объекта в масштабе 1:6000 с условными обозначениями.

Решением Ульяновской городской Думы от 26.10.2022 № 119 были  внесены изменения в Положение об особо охраняемой природной территории местного значения «ПКО Дружбы народов»,  утверждённое решением УГД  от 29.08.2018 №133, в том числе добавлено приложение  №3 - Координаты характерных (поворотных) точек границы ООПТ МЗ «ПКО «Дружбы народов» (система координат МСК-73). Информация об источнике данных, на основании которых внесены вышеуказанные изменения в решение, отсутствует.

В данном случае цель заключения контракта - подготовка схемы размещения земельного участка с координатами характерных (поворотных) точек общей границы ООПТ МЗ «ПКО «Дружбы народов», а также границ зон рекреации и покоя (в системе координат МСК-73), тогда как согласно представленным результатам выполненных работ ИП Котов М.С.  выполнил обязательства по подготовке схемы размещения земельного участка с имеющимися координатами характерных (поворотных) точек общей границы ООПТ МЗ «ПКО «Дружбы народов» (в системе координат МСК-73): в отчёте отражены изменённые (уточнённые) координаты, которые ничем не отличаются от существующих, и указанных в решении Ульяновской Городской Думы от 26.10.2022 № 119.

При наличии   в Положении ООПТ «ПКО Дружбы народов»  от 29.08.2018 №133 схемы размещения земельного участка с имеющимися координатами характерных (поворотных) точек общей границы (в системе координат МСК-73) и отсутствии информации  об основании указания таких координат в решении, а также учитывая результаты исполнения контракта (т.е. отсутствие отличия в изменённых координатах поворотных точек) и  оплаты таких результатов работ, не представляется возможным подтвердить эффективность расходов в рамках контракта.

В итоге заключения муниципального контракта от 16.12.2022 №29 его результат не привёл к восстановлению и (или) развитию особо охраняемой природной территории местного значения: не произошло сохранение природной среды, в т.ч. экологической стабильности территории, не осуществилось воспроизводство природных ресурсов, не создались условия отдыха и поддержания здоровой среды населения и т.д.

Таким образом, с учётом нарушений Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ в части определения начальной (максимальной) цены контракта, заключение муниципального контракта от 16.12.2022 №29 с ИП Котовым М.С. на сумму 150,0 тыс.руб.  является неэффективным расходованием средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск», не отвечает целям и задачам Положения ООПТ МЗ «ПКО Дружбы народов» от 29.08.2018 №133, в том числе не соответствует видам работ по сохранению и восстановлению природного комплекса.

В соответствии с ч.2 ст. 7.29.3 КоАП РФ от 30.12.2001 №195-ФЗ  за  несоблюдение порядка или формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта закупки) предусмотрена административная ответственность.  

 

3.В рамках основного программного мероприятия «Содержание, использование и охрана водных объектов общего пользования» в 2022 году Администрацией осуществлено программное мероприятие «Благоустройство родников, используемых населением в качестве источников питьевого водоснабжения».

Адресным перечнем объектов Программы предусмотрено благоустройство 3 родников, используемых населением в качестве источника питьевого водоснабжения: родник в селе Белый Ключ – 2020-2024 гг., родник «Маришка» - 2021-2024 гг., родник «Сахарный» - 2021-2024 гг. Критерии благоустроенности родников, конкретные виды и перечни работ, применяемые при благоустройстве вышеназванных родников, Программой не разработаны и не предусмотрены.

Между Администрацией и Министерством природы и цикличной экономики Ульяновской области были заключены Соглашения от 15.02.2022 №5 от 27.06.2022 №20 о предоставлении  из областного бюджета  в 2022 году бюджету муниципального образования «город Ульяновск»  субсидий в целях софинансирования расходных обязательств  города Ульяновска, связанных с выполнением работ по благоустройству расположенных на территории Ульяновской области родников, используемых населением в  качестве источников  питьевого водоснабжения, с общим объёмом бюджетных ассигнований в размере 210,6 тыс.руб. (в том числе из областного бюджета – 200,0 тыс.руб.).

Администрацией осуществлены расходы в общей сумме 204,8 тыс. руб. по двум муниципальным контрактам: от 23.05.2022 №8 с ООО «СпецТехСтрой» на выполнение работ по благоустройству родника «Сахарный» особо охраняемая природная территория регионального значения «Винновская роща» в Железнодорожном районе г.Ульяновска на  общую сумму 105,3 тыс.руб.;  от 23.11.2022 №27 с ООО «СпецТехСтрой» на выполнение работ по благоустройству родника  в селе Белый Ключ Железнодорожного района г.Ульяновска  на  общую сумму 99,5 тыс.руб.

По результатам проверки исполнительной документации установлено следующее.

3.1.По муниципальному контракту от 23.05.2022 №8 на сумму 105,3 тыс. руб. с ООО «СпецТехСтрой» на выполнение работ по благоустройству родника «Сахарный» особо охраняемая природная территория регионального значения «Винновская роща» в Железнодорожном районе г.Ульяновска:

На территории, прилегающей к роднику «Сахарный», представителями Заказчика, Подрядчика  в рамках визуального осмотра указано точное месторасположение объекта ремонта (мостик через ручей): фактически на месте установки объекта ремонта мостик отсутствовал. При наличии снежного покрова подтвердить выполнение работ на указанном Подрядчиком месте не представляется возможным.

В письме ОГКУ «УЛЬЯНОВСКОБЛСТРОЙЗАКАЗЧИК» представлено пояснение о том, что в рамках проводимого производства работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде (загрязнение земель нефтепродуктами) было принято решение о демонтаже мостика и установки его в другом месте (даты производства работ в письме не отражены).

Вышеуказанные действия свидетельствуют об отсутствии согласования между Министерством природы и цикличной экономики Ульяновской области, ОГКУ «УЛЬЯНОВСКОБЛСТРОЙЗАКАЗЧИК» и Администрацией города, несут риски прекращения действия гарантийных сроков и обязательств в рамках контракта и указывают на неэффективное расходование бюджетных средств на общую сумму 105,3 тыс. руб.
3.2. По муниципальному контракту от 23.11.2022 №27 с ООО «СпецТехСтрой» на выполнение работ по благоустройству родника в селе Белый Ключ Железнодорожного района г.Ульяновска  на  общую сумму 99,5 тыс.руб.:

По результатам визуального осмотра и контрольных обмеров, проведённых комиссионно 25.12.2022, отклонений от объёмов, указанных в акте о приёмке выполненных работ (КС-2), не установлено.

3.3.  По муниципальным контрактам от 23.05.2022 №8 на сумму 105,3 тыс. руб., от 23.11.2022 №27 на сумму 99,5 тыс. руб. с ООО «СпецТехСтрой»:

В нарушение п.6.7. «Правил благоустройства территории муниципального образования «город Ульяновск», утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 24.02.2021 №20, на отдельных участках дорожек, ступенях (подходах к роднику), на малых архитектурных формах имеется снег и наледь. Указанное нарушение подлежит устранению.

 

4.По основному программному мероприятию «Подготовка проектной документации на противооползневые работы» между Администрацией и Министерством  природы и цикличной экономики  Ульяновской области  было заключено  Соглашение от 04.03.2022 №1 о предоставлении  в 2022 году субсидии бюджету муниципального образования «город Ульяновск»  Ульяновской области  в целях софинансирования расходных обязательств, связанных с подготовкой проектной документации  для выполнения противооползневых работ на территории Ульяновской области в рамках государственной программы Ульяновской области «Охрана окружающей среды и восстановление природных ресурсов Ульяновской области» с общим объёмом бюджетных ассигнований в размере 65 472,9 тыс.руб. (в том числе из областного бюджета – 62 199,3 тыс.руб.).

В адресном перечне объектов, включенных в муниципальную программу «Охрана окружающей среды муниципального образования «город Ульяновск», отсутствуют   объекты и (или) наименования объектов и указание территорий, на которых предусмотрены работы по подготовке проектной документации на противооползневые работы.

По данному программному мероприятию расходы на подготовку проектной документации на противооползневые работы  в 2022 году не были осуществлены, в связи с чем в 2023  году Администрацией был осуществлен возврат  субсидий  в областной бюджет.

 В соответствии с пояснениями управления по охране окружающей среды МАУ «Агентство городских инициатив» заключен муниципальный контракт от 12.08.2022  №0168500000622002673   с акционерным  обществом  «Группа компаний «ЕКС» по разработке проектно-сметной документации в рамках объекта: «Противооползневые мероприятия, капитальный ремонт сооружений и строительство берегоукреплений береговой зоны Волжского склона в г. Ульяновск, на участке от Президентского моста до ул. Тухачевского» на общую сумму 257 400,0 тыс.руб. 

Объёмы бюджетных инвестиций на 2022 год на подготовку проектной документации на противооползневые работы на территории Ульяновской области, указанные в Соглашении №1 от 05.07.2022 о передаче полномочий муниципального заказчика по заключению и исполнению от имени муниципального образования «город Ульяновск» муниципальных контрактов от лица МАУ «Агентство городских инициатив» (21 056,09 тыс.руб.), в Соглашении №3 от 07.07.2022 о предоставлении МАУ «Агентство городских инициатив» субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности муниципального образования «город Ульяновск» (64 790,06 тыс.руб.)  и в постановлении администрации города Ульяновска от 09.03.2022 №272 «О подготовке и реализации бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений на 2022 и на плановый период 2023 и 2024 годов» (63 881,09 тыс.руб.), не соответствуют между собой.

Анализ муниципального контракта от 12.08.2022 №0168500000622002673, заключенного МАУ «Агентство городских инициатив», показывает следующее:

- в контракте отсутствует информация о том, что он заключен в рамках муниципальной программы «Охрана окружающей среды муниципального образования «город Ульяновск» и (или) в рамках государственной программы Ульяновской области «Охрана окружающей среды и восстановление природных ресурсов Ульяновской области»;

- срок выполнения работ согласно п.1.5. контракта составляет с 15.08.2022 по 16.06.2023, при этом по состоянию на 26.01.2024 на официальном сайте https://zakupki.gov.ru/ отсутствует информация об исполнении контракта;

- в соответствии с п. 2.5. контракта финансовое обеспечение закупки осуществляется за счёт собственных средств организации (КВР 407): 2022 год – 64 790,6 тыс.руб., 2023 год – 192 609,4 тыс.руб., при этом не представляется возможным определить, какие средства  подразумеваются под «собственными средствами организации» - средства бюджета муниципального образования «город Ульяновск», предоставленные учреждению  в виде субсидий, или средства учреждения за счёт приносящей доход деятельности?

Таким образом, при отсутствии указания в вышеназванном контракте ссылки на муниципальную программу, при наличии несоответствий между суммами ассигнований, указанных в контракте, в соглашениях и в постановлении от 09.03.2022 №272, а также при наличии неопределённости в контракте по источнику финансирования, не представляется возможным подтвердить, что данный контракт заключен в рамках реализации муниципальной программы.

Вышеуказанные факты могут свидетельствовать об отсутствии контроля со стороны Администрации города Ульяновска, в том числе со стороны руководителя Программы, за заключением и   исполнением муниципальных контрактов  в рамках Программы.

 

5. Отчёт о выполнении Программы за 2022 год был направлен исполняющим обязанности начальника управления – главным экологом в  адрес Финансового управления  администрации города Ульяновска.  Согласно Аналитической записке к отчёту о выполнении Программы:

- Значение показателя «Количество благоустроенных родников, используемых населением в качестве источников питьевого водоснабжения» (2 ед. в год) подтверждается двумя контрактами, заключенными в рамках Программы и актами выполненных работ (родник «Сахарный» и родник в с. Белый Ключ). Следует отметить, что указанные родники уже считались благоустроенными в 2021 году (согласно отчёту выполнении Программы за 2021 год), таким образом, при отсутствии в Программе разработанных и (или) установленных критериев  благоустроенности родников, конкретных видов и перечней работ, применяемых при благоустройстве, не  представляется возможным понять необходимость в благоустройстве одних и тех же родников в течение нескольких лет подряд.

- Значение  показателя «Количество  восстановленных и развитых особо охраняемых природных территорий местного значения»  (2  ед. в год) достигнуто в связи с заключением  муниципального  контракта от 16.12.2022  №29  на  выполнение работ по  подготовке  схемы размещения  земельного участка  под ООПТ МЗ «Дружбы народов» с координатами характерных (поворотных) точек и  с выполнением работ по сносу поросли, обрезке сухостойных и аварийно-опасных деревьев на территории ООПТ МЗ «Дружбы народов» МБУ «Городской центр по благоустройству и озеленению г. Ульяновска». При этом, результат заключения вышеназванного  контракта от 16.12.2022  №29  не привёл к восстановлению и (или) развитию особо охраняемых природных территорий местного значения, а работы, выполненные МБУ «Городской центр по благоустройству и озеленению г. Ульяновска», документально не подтверждены актами выполненных работ и осуществлены при отсутствии  указания данного учреждения в качестве соисполнителя Программы.  В качестве особо охраняемых природных территорий местного значения указана только одна особо охраняемая территория - ПКО «Дружбы народов». Таким образом, значение вышеуказанного показателя целевого индикатора за 2022 год фактически не достигнуто.

- Значение показателя «Достижение нормативной обеспеченности территории города зелёными насаждениями общего пользования - 10 кв. м/чел.» в размере 99,51% рассчитывается по формуле, с учётом общей площади озеленённых территорий общего пользования (6 197 722 кв.м.) и численности населения муниципального образования «город Ульяновск» на 01 января текущего года (622 868 чел.). Согласно данным Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска площадь насаждений общего пользования составляет: (без лесопарков) – 637 га; площадь парков – 468,2 га; садов, скверов и бульваров – 219,7 га (согласно Генеральному плану). Таким образом, вышеуказанная информация не позволяет соотнести площадь озеленённых территорий муниципального образования «город Ульяновск», а следовательно, подтвердить расчёт и значение достигнутого показателя целевого индикатора «Достижение нормативной обеспеченности территории города зелёными насаждениями общего пользования - 10 кв. м/чел.» в  указанном размере.

С учётом вышеизложенного, доля выполненных показателей в общем количестве показателей Программы составила 20% (учитывая недостижение плановых показателей и отсутствие документального подтверждения по трём показателям).

5.1.Изменения в Программу на 2022 год вносились 3 раза, в том числе, производилась корректировка значений плановых показателей целевых индикаторов (значение показателя «количество разработанных проектных документаций на противооползневые работы» на начало 2022 года составляло 0 ед. в год, а по состоянию на 31.12.2022 плановое значение показателя составило 1 ед. в год.). Проводимая корректировка значений показателей   Программы ставит их в зависимость от финансирования Программы и свидетельствует, в одном случае, об их легкодостижимости, а в другом случае - об отсутствии планирования Программы.

Согласно отчёту Управления о выполнении Программы значение показателя эффективности реализации муниципальной программы составило 0,569, что соответствует неудовлетворительной характеристике муниципальной программы (за 2021 год – 0,546).

В соответствии с п.5.9. постановления администрации города Ульяновска от 29.07.2016 №2154 по результатам оценки эффективности реализации муниципальной  программы Глава города Ульяновска вправе принять решение о необходимости прекращения или об изменении, начиная с очередного финансового года ранее утвержденной муниципальной программы, в том числе необходимости изменения объёма бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальной программы.

По результатам оценки эффективности реализации Программы за 2021 год решение о прекращении Программы не принималось, в действующую  Программу вносились изменения постановлениями Администрации, в том числе изменения в части сроков реализации Программы (до 2024 года) и увеличения объёма ассигнований (по сравнению с 2021 годом ассигнования  в 2022 году увеличились  на 43 991,1 тыс.руб.), при этом экономический эффект от реализации  Программы  за 2022 год также не  достигнут.

В соответствии с разделом 6 муниципальной программы ответственность за реализацию Программы (в том числе, за недостижение целевых индикаторов Программы и конечных результатов её реализации) возлагается на руководителя Программы - начальника управления - главного эколога управления по охране окружающей среды администрации города Ульяновска.

 

Пояснения и замечания к акту о результатах проведённого контрольного мероприятия:  отсутствуют.

 

Предложения (рекомендации): Администрации города Ульяновска (432600, Россия, г. Ульяновск, ул. Кузнецова, д.7) следует:

1.Принять меры по привлечению к ответственности должностных лиц, допустивших выявленные нарушения.

2.Принять меры по устранению выявленных нарушений, указанных в представлении  от 08.02.2024  №2.  

 

 

Инспектор Контрольно-счётной палаты 

(руководитель контрольного мероприятия)                                    Н.В.Яманчева